Удивительный мир портретов Жана-Этьена Лиотара

Дeвушкa вздрoгнулa. Слишкoм мoлoд, чтoбы сидeть, мeтaлся внутри жeсткoй скoрлупы ee плaтьe. Бeлыe вoлoсы и рeсницы, кaк мaльчик, рядoм с ним, выдaвaли oни брaт и сeстрa. Зa всeм этим нaблюдaл бoрoдaтый, экстрaвaгaнтнoe плaтьe с мужчиной в турецком костюме. Этот человек был швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (Jean-Etienne Liotard, 1702-1789), гений пастельных портретов.

 Madame Marie-Adélaïde de France

Скучающий подросток, уставшая и печальная вдова, высокомерная леди или господин, который остался в душе малолетним хулиганом, все они смотрят на нас с портретов Лиотара как с фотокарточек, они настолько реальны, их влажные губы, непокорная бахромой платье и яркость украшения из натуральных камней. В руках Лиотара пастель оживает и превращается в бассейн, быстро, в противоположность медленной и тяжелой олифой. Вот почему в очереди к художнику записывалась вся элита Европы — от королевской семьи до первых красавиц и представителей интеллигенции, просвещенной.

Сама фигура художника вызывала у публики восторг своей странностью. Автопортреты представляют его улыбающимся, с щербатым ртом, закутанного турки в одежде или в высоких меховых шапках. Его борода походила на огромное гнездо, пока не сбрил ее, женившись в возрасте 54 лет для женщин, намного моложе себя.

 Автопортрет

Один английский критик однажды с издевкой заметил, что именно борода была реальной мерой успеха художника, и это правда. Во многом благодаря своим автопортретам получил себе славу. Это было красиво, портретистом, мастером выразительной жестикуляции и мимики. Смотрит на портрет ее маленькой дочери: сжимая запястье, она подняла палец, как если бы вы хотели предупредить — тишина, мой ребенок спит!

Сын французских гугенотов бежали в Женеве, Лиотар первоначально обучался как миниатюрист, и затем переехал в Париж. Далее последовали Рим, Венеция, Амстердам и даже Румынии — везде были готовы платить за их портреты. Его крупнейшим заказчиком была императрица Мария Терезия в Вене. Своих детей, была нарисована на бумаге, прозрачная, добившись необычный, мягкий блеск: личность каждого ребенка, как будто просвечивает сквозь бумагу.

 Мария Фредерика Ван Реде-Атлон

Императрица всегда брала эти портреты во всех его путешествиях. В значительной степени это способствовало распространению славы художника, во всей Европе. Кроме того, пирожные, Лиотар, используемый в работе, и мел, и краски, и эмали. В каждой работе художника в состоянии найти что-то новое, свежее, раскрывает индивидуальность каждой из своих моделей.

 «Шоколадница»

Пожалуй, мало кто не знаком с самой популярной работой художника, знаменитого «Шоколадницей» («La belle chocolatière»), портрет Анны Бальдауф. Но, как придворный художник, рисовавший саму мадам де Помпадур, которая составила портрет никому не известной девушки? Легенды окутывают эту историю, и на одной из них красавица Анна, которая работала в одной из венских кондитерских (по другой версии, была камеристкой императрицы), сразила наповал принца Дитрихштейна, что против общества и семьи, женился на девушке, и заказал ее портрет более модному художнику. Портрет был настолько хорош, что мгновенно превратился в логотип является одним из первых в истории экономики. На сегодняшний день-это изображение, которое украшает сети кофеен «Шоколадница».

Много легенд связано с жизнью Лиотара, его отношения с женой и родственниками, и даже с самим фактом его рождения. Возможно, вследствие этих тайн является то, что до сих пор в Европе не было ни одной полной выставки его картин. Этот факт был проверен недавно в Великобритании открылась первая выставка пастелей и эмалевых миниатюр Жана-Этьена Лиотара.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

  • Неизвестный автопортрет Люсьена Фрейда продана государству в счет уплаты налога на наследство
  • В ГМИИ им. Пушкина открыта выставка новых поступлений графических работ

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.