XIX век в европейском искусстве

Стaнoвлeниe буржуaзнoгo стрoя привeлo к пoявлeнию нoвoгo гeрoя — чeлoвeкa трeтьeгo сoслoвия. Всe чeтчe стaлa вырaжaться, пo слoвaм Эмиля Зoля, «тeндeнция искусствa к нaтурaлизму». Искусствo 1830-1850-x гг. «низвoдилo» мир дo oбыкнoвeннoсти, кoнкрeтнoсти вмeстo тoгo, чтoбы вoзвeличивaть oкружaющую действительность. Понятие реализма было сформулировано Ж. Шанфлери в литературе, а Гюставом Курбе, прославившимся картинами «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе!», в изобразительном искусстве. Ведущими принципами реализма становятся объективное отображение существенных сторон жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, преобладает интерес к проблеме личности и общества. Тема «маленького человека», его страданий и бед, которая была уже отражена в творчестве сентименталистов, была подхвачена писателями-реалистами. Эта тема захватывает всю европейскую литературу: (Чарлза Диккенса в Англии, Жорж Санд, Стендаля, Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Гюстава Флобера во Франции). На страницах романов и поэм череду принцев и королей сменяет обездоленный класс. Можно сказать, что все тридцать томов сочинений Ч.Диккенса (1812-1870) посвящены описанию социальных контрастов. В его романах действуют, по сути, лишь две категории людей: злодеи и добрые люди. К первым, как правило, принадлежат богачи, а ко вторым — бедняки. Гнетущее чувство вызывает облик индустриальных городов, описанный Диккенсом («Холодный дом»). Женский вопрос как важное социальное явление был актуализирован и поставлен перед европейской общественностью. «Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут народы под тяжким игом. Когда я вижу, как мучается Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена держит в своих когтях Милан — о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую, что поэт — их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире медную струну». Бунт против тирании выразился в его пьесах «Марион Делорм» и «Эрнани». Антиклерикальными и антимонархическими настроениями проникнут исторический роман Гюго «Собор Парижской Богоматери». Современники не признавали Стендаля (1783-1842), хотя, как впоследствии писала пресса, «никто еще так резко и прямо не говорил всей правды о французах, как Анри Мари Бейль (настоящее имя Стендаля). Горькая правда его речей пришлась не по вкусу читателям, и сочинения его расходились довольно туго». Стендаль отмечал, что «роман — это зеркало, которое наводишь на большую дорогу. Оно отражает то небесную лазурь, то грязь дорожных луж». Жители XIX века имели возможность наслаждаться предметами искусства и музыкальными произведениями современников только находясь с ними рядом физически. Оноре де Бальзак (1799-1850) в «Человеческой комедии» — прозаической эпопее, состоявшей из 90 романов и рассказов, представил панорамную картину жизни Франции XIX в. Писатель поставил перед собой грандиозную задачу — «дать всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы…». Бальзак с одинаковой силой сумел показать и то, как буржуазное общество ломает судьбы людей, как в погоне за прибылью мельчают души; и нравственную победу отдельных личностей, сумевших остаться людьми среди стяжательства, корысти, эгоистических расчетов и политического честолюбия. Г. Флобер (1821-1880) в романах «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» ошеломил публику жестокой правдой. Флобер всю жизнь мечтал о прекрасном, но, не веря в счастье, с жестоким упорством заставлял себя описывать пошлость и грязь, так презираемые и ненавидимые им. Старшим современником реалистов был блестящий художник Жан Энгр (1780-1867). Представитель академизма, он считал своим учителем Рафаэля и даже искренне верил в то, что живет на три века позже, чем ему положено. Проза жизни становится частью изобразительного искусства. Оноре Домье (1808-1879) прославился не только сатирическими литографиями и острогротескными карикатурами на правящую буржуазную верхушку и мещанство, но и как талантливый художник, явившийся основоположником критического реализма в изобразительном искусстве Франции («Дон Кихот», «Французское правосудие»). Реализм Домье окрашен в сатирические тона, художник стремился к точной передаче событий сегодняшнего дня в сатирических сюжетах и образах. Постепенно пейзаж начинает доминировать над остальными жанрами, противопоставляя обывательскому миру мир поэзии окружающей природы — простой и естественной. В традициях этого жанра работали К.Коро, Т.Руссо, Х.Мишель. Автор текста: М.В.Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.