Пoлeзныe искoпaeмыe нe тoлькo блaгo, нo и прoклятиe. Oни мoгут пoмeшaть рaзвитию мнoгoстoрoннeй экoнoмики в стрaнe. Пoэтoму Сaудoвскaя Aрaвия принялa рeшeниe избaвиться oт нeфтянoй зaвисимoсти.
Xaдж — eжeгoднoe пaлoмничeствo в Мeкку — нe прoстo блaгoчeстивoe дeйствo, нo и нeплoxoй пoвoд пoдзaрaбoтaть. Туристичeскиe агентства, авиакомпании, гостиницы и рестораны каждый год зарабатывают на миллионах верующих, приезжающих посетить святые места. К примеру, в 2012 году одна лишь ночевка в гостинице недалеко от центральной мечети в Мекке стоила около 700 долларов.
Еще дороже обходится пребывание в отелях класса "люкс", зарезервированных для тех, кто даже в эти дни духовного очищения не намерен отказываться от привычного комфорта. Даже простые сувениры стоят баснословные суммы, сообщают журналисты BBC. Например, молитвенные коврики — даже те, что сделаны в Китае.
Саудовская Аравия неплохо зарабатывает на верующих мусульманах: в 2012 году благодаря хаджу в казну поступило около 10 миллиардов долларов США, говорится в сообщении торгово-промышленной палаты королевства.
Однако Саудовская Аравия могли бы принимать еще больше путешественников. Поэтому королевство объявило о намерении привлекать больше туристов по крайней мере из числа арабов и мусульман. Второй наследный принц страны Мухаммед бен Сальман Аль-Сауд представил новую программу реформ Vision 2030, которая должна будет подготовить страну к тому моменту, когда запасы нефти подойдут к концу и стране придется искать другие источники доходов. Такие, как туризм, которому, правда, выделяется не столь большая роль в проекте экономических реформ.
Мухаммед бен Сальман Аль-Сауд
Нефтяная зависимость
"Саудовская Аравия стала слишком зависимой от нефти", — подчеркнул принц Мухаммед бен Сальман и добавил, что это опасно и "в прошедшие годы препятствовало развитию многих других отраслей". Настало время положить этому конец. "Проект Vision 2030 — это ориентир для нашего дальнейшего развития и наших экономических целей", — заявил принц.
То, насколько важно для королевства избавиться от нефтяной зависимости, стало особенно явно в последние месяцы. С лета 2014 года мировые цены на сырую нефть обрушились: с почти 100 долларов до всего 35 долларов за баррель. Для страны, которая 80 процентов своих доходов получает за счет продажи нефти, это тяжелый удар. И действительно: уже в 2014 году Саудовская Аравия испытывала бюджетный дефицит.
Трансформация экономики
"На фоне меняющегося глобального энергетического рынка, а также демографических изменений, страна больше не может полагаться лишь на доходы от продажи нефти и государственные инвестиции для генерирования экономического роста", — отмечает в одном из своих исследований консалтинговая фирма McKinsey.
Женщины должны начать играть более важную роль в жизни страны
Рынок труда Саудовской Аравии в будущем должен будет принять значительно больше выпускников учебных заведений. И если у страны получится изменить собственные структуры, экономика вполне может расти, причем немалыми темпами. При благоприятном стечении обстоятельств объем ВВП страны может увеличиться вдвое с нынешних 800 миллиардов до 1600 миллиардов долларов США.
Стратегия переориентации экономики закреплена в проекте Vision 2030. По словам принца Мухаммеда бен Сальмана, к 2020 году страна сможет обходиться без нефти. Чтобы добиться этой цели, небольшая часть — менее пяти процентов — государственной нефтяной компании Saudi Aramco будет продана частным инвесторам. Стоимость компании оценивается сегодня в 2 — 2,5 триллионов долларов. "Даже если мы выставим на продажу лишь один процент Saudi Aramco, это станет одним из крупнейших IPO (первичное публичное размещение акций — Ред.) в истории", — отметил Мухаммед бен Сальман.
Крупнейший фонд в мире
Одновременно королевство планирует создание инвестиционного фонда объемом в два триллиона долларов: это равноценно десяти процентам всех инвестиций в мире, заявил наследный принц.
Параллельно страна должна будет реформировать структуру своей экономики, отмечает в одном из исследований Международный валютный фонд (МВФ). Но возможности диверсификации ограничены. "С 2008 года Саудовская Аравия создала 2,7 миллиона новых рабочих мест. Миллион из них заняли подданные королевства. Однако большая часть этих рабочих мест возникла в государственном секторе", — описывает ситуацию МВФ.
В долгосрочной перспективе ставка должна делаться все же на частный сектор, рекомендует МВФ. Для этого фонд рекомендует проведение реформ, прежде всего в сфере образования, на рынке труда, а также в области содействия развитию малого и среднего бизнеса
Цели достижимы?
Эксперты расходятся в оценках того, насколько Саудовская Аравия в состоянии осуществить желаемые реформы. Страна столкнется с серьезными проблемами, пишет издание The Economist: "С одной стороны, это слабая способность госсектора реализовывать подобные амбиция. С другой — влияние королевской семьи и ультраортодоксального духовенства, которые блокируют другие реформы, необходимые для привлечения инвесторов: расширение частного сектора, содействие прозрачности и верховенству закона, а также расширение прав и возможностей женщин".
Однако МВФ более оптимистично смотрит в будущее, ведь до сих пор Саудовская Аравия сравнительно неплохо справлялась с проведением реформ. Поэтому при трезвом подходе концепция Vision 2030 вполне может стать реальностью.