рaзвeрнулaсь кaмпaния прoтив «кoсмoпoлитизмa». и пeрвыx мeсяцax 1953 г. Eврeйскoгo aнтифaшистскoгo кoмитeтa, инсцeнирoвaнo дeлo «врaчeй-убийц». Пeрeд сaмoй смeртью И.В.Стaлинa (1879- 1953) вeлись пригoтoвлeния к массовой депортации евреев из крупных городов. История Российской империи стала трактоваться как прогрессивный процесс объединения народов под эгидой России. Поэтому Шамиль, боровшийся с царизмом на Кавказе в первой половине XIX в., был объявлен «английским шпионом». Острой критике был подвергнут национальный эпос мусульманских народов (азербайджанский «Деде Куркут», казахский «Шота Батыр», узбекский «Альпамыш», киргизский «Манас» и др.) и запрещен за «клерикальную и антинародную направленность». В начале послевоенного периода был развернут ряд научных дискуссий по философии, экономике, языкознанию. Так, было наложено вето на планировавшийся разгром в среде физиков-ядерщиков. Однако осуждение кибернетики как «служанки и продажной девки империализма» и «оккультной науки» задержало развитие этой науки в нашей стране. К началу 1920-х гг. Острая идейная борьба сказалась в возникновении разного рода групп. В то время насчитывалось около тридцати различных литературных объединений, в большинстве своем немногочисленных. Среди них можно назвать такие группы, как «Серапионовы братья», Всероссийское общество пролетарских писателей (ВОП), «Рабочая весна», «Октябрь», «Молодая гвардия», Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), ЛЕФ (Левый фронт искусства), «Перевал», ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) и др. А.Н.Толстой охарактеризовал этот период следующим образом: «Литература была тем грибным летом, которого не помнят старожилы. Выявилось три направления в писательской среде. Безоговорочно принимала новый строй РАПП, ориентировавшаяся на творчество писателей, вышедших из рабочих и крестьян. А ряд писателей, как, например, члены группы «Перевал», считали, что советская литература должна продолжать лучшие традиции русской литературы. Блока «Двенадцать». Основной ее темой было страстное отрицание старого мира, утверждение величия революции, воспринятой как борьба за новую, очищенную от «старой скверны» жизнь. Черты зарождавшегося соцреализма видны в произведениях Д. А. Фурманова. Реализм, доведенный до крайности и переходящий в натурализм, свойствен И.Э.Бабелю и Б.Пильняку, гротеск и фантастика проявились в творчестве М.А.Булгакова, А.П.Платонова, В.В.Маяковского. Не исчез с исторической арены и модернизм. В литературе в начале 1920-х гг. Имажинисты (С.А.Есенин, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич) утверждали в своем творчестве самоценность не связанного с реальностью слова-образа. Они не считали, что отношения искусства и государства обязательно антагонистичны. Не случайно С.А. Творчеству обэриутов, в число которых входили Н.А.Заболоцкий, Д.И.Хармс, А. И. Введенский, были присущи алогизм, абсурд, гротеск. В. Соколова
Условия восстановления культуры в послевоенные годы

