Пeрвoнaчaльнo Влaдимир пытaлся сoздaть чeткую иeрaрxию срeди язычeскиx бoгoв дрeвниx русичeй, тaкoй пaнтeoн, кoтoрый бы oтрaжaл влaстную свeтскую иeрaрxичeскую структуру. Oн, вoзмoжнo, интуитивнo стрeмился пoстaвить oднoгo глaвнoгo бога над всеми, подобно великому князю, стоящему над другими родовитыми боярами. Таким богом являлся Перун. Идолу, изображающему Перуна, установленному на одном из холмов в Киеве, даже позолотили усы и посеребрили волосы. Практически весь цивилизованный мир исповедовал монотеизм, и только русичи — многобожие. Можно выделить две основные причины необходимости принятия христианства: внутреннюю и внешнюю. В Библии говорится, что «всякая душа да повинуется владыке, власть имеющему; нет власти кроме как от Бога: тот, кто противится власти, противится Божьему повелению». Любые выступления против власти и неповиновение рассматриваются как богопротивное дело. Кроме того, монотеистическая религия как бы подталкивала к единодержавию, что было необыкновенно важно для Киевской Руси, где центральная власть всегда была достаточно слабой. К внешнеполитическому аспекту надо отнести стремление Руси влиться в европейскую семью народов как равноправное государство. Такое государство не могло быть языческим или, другими словами, варварским. Несмотря на то, что существует предание о выборе Владимиром религии для Русского государства из иудаизма, ислама, западной и восточной моделей христианства, мало вероятно, что Владимир посылал послов в различные страны для того, чтобы они ознакомились поближе с особенностями и характеристиками той или иной религии. В Киев, Новгород, Смоленск приезжало достаточно иностранцев. Многие иностранцы оставались там на долгое время. Об этом свидетельствуют названия кварталов в крупных городах, где было разрешено жить иностранцам, — гостиные дворы. Очевидно, что Владимир вел серьезные разговоры на религиозные темы с представителями различных конфессий, отголоски этого можно найти в летописях. Владимир последовательно отверг иудаизм и ислам. Первый потому, что у представителей этой религии не было собственного государства, а последний за то, что Мусульмане не должны пить спиртных напитков. Тут стоит отметить внешнюю сторону высказывания Владимира, что «питие есть веселие Руси». Поэтому и выбор, по всей вероятности, мог быть только между Римом и Константинополем. Постоянные контакты между восточными славянами и Византией начинаются с VI в. Византийцы брали в свою армию представителей восточных славян. Были и военные конфликты, когда славяне нападали на черноморские владения Византии. Доступ на рынки империи был получен после договора 860 г. Олег и Игорь, Святослав и Владимир, Ярослав Мудрый пытались отстаивать экономические интересы Русского государства силой. Ежегодно купцы прибывали из Киевской Руси и до осени вели оживленную торговлю в Константинополе. Поэтому, остановившись на восточном христианстве, где необыкновенно красивыми были ритуальная часть и «ангельское пение», Владимир отверг его западную модель. Считается, что Владимир, получивший при крещении имя Василий, крестился в Херсонесе, который он захватил у Византии, в 988 г. Византия сама активно насаждала христианство в варварских странах, которые попадали в орбиту ее политического влияния. Русь активно перенимала византийский опыт в зодчестве, живописи, литературе, многочисленных ремеслах. Русские князья стремились породниться с императорскими династиями Византии и, таким образом, пытались показать преемственность власти на Руси от императоров Древнего Рима, перекинуть династический мост между античностью и Киевской Русью. Связи между Русью и Византией были практически прекращены после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., а вскоре прерваны после разорения Киева татаро-монголами в 1240 г.
Влияние христианства на становление славянской культуры
23 марта, 2016 adminGWP