Нeутeшитeльныe дaнныe исслeдoвaния, прoвeдeннoгo румынскими СМИ, гoвoрят, чтo пoлoвинa вeртoлeтoв сeрии EC-135, — кoтoрыми oснaщeнa спaсaтeльнaя службa SMURD, рaбoтaющaя и в Мoлдoвe, — пoтeрпeлa aвaрии.
К такому выводу пришла румынская журналистка Мария Андриеш.
«Четыре из восьми вертолетов серии EC-135 в составе техоснащения службы SMURD потерпели аварии. Последний — в Республике Молдова, когда погибли четыре человека. Общее число жертв этих аварий — 12 человек. Выходит, что те, кто должны спасать жизнь другим людям, сами играют со своими собственными жизнями в русскую рулетку», — цитирует Андриеш сайт B1TV.
Второго мая в 100 метрах от коммуны Харагыш района Кантемир потерпел крушение вертолет SMURD совершивший до этого 12 полетов в нашей стране. Все четыре погибших члена экипажа судна — граждане Румынии. По данным Минздрава Молдовы, вертолет должен был выполнить миссию по транспортировке пациента из Кагула в Кишинев. Однако до Кагула судно так и не долетело. Это была 20-я операция SMURD на территории Молдовы. Еще до полудня экипаж этого вертолета доставил в Кишинев из Вулканешт 85-летнюю женщину с пневмонией.
Представители министерства внутренних дел Румынии отмечают, что вертолет был использован на территории Молдовы в миссиях по оказанию срочной медицинской помощи — по договоренности, заключенной между двумя странами в 2014 году. Такие проекты действуют и в других странах мира. Все автомашины и вертолеты SMURD, действующие на территории Молдовы, не входят в сферу ответственности какого-либо профильного ведомства Республики Молдова.
По данным Генерального инспектората авиации Румынии, разбившийся вертолет — единственный среди находящихся на балансе SMURD, который не был оснащен метеорадаром.Госсекретарь Румынии Раед Арафат заявил, что «судно было допущено к полетам».
«Здесь представители авиации должны отвечать. Был авторизирован полет с учетом видимости с одним единственным пилотом. Если пилот видит, что условия видимости не хорошие, то он принимает решение о взлете», — сказал Арафат.
Как заявил mediafax.ro пилот Валентин Яломицяну, метеорадар помогает пилоту определить какие тучи находятся в зоне где, проходят дожди, на траектории его полета.
«Таким образом можно избежать зоны бедствия. Радар, конечно, не может помочь видеть горизонт, и насколько далеко вертолет находится от земли. Этот аппарат работает на базе GPS. Не думаю, что на этом вертолете была такая функциональная система», — сказал Яломицяну.
Румынская пресса пишет, что наиболее правдоподобная версия авиакатастрофы — погодные условия. Однако молдавские власти пока официально не озвучивают предварительные версии произошедшего, ссылаясь на то, что причины крушения предстоит выяснить экспертам.
Как сообщил и.о. генерального прокурора Молдовы Эдуард Харужен, пробы топлива, обломки и элементы оборудования, собранные на месте крушения вертолета службы SMURD, отправят на экспертизу в Румынию.