Прощание с Олегом Табаковым: онлайн-трансляция

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

14.01 Гoвoрит-гoвoрит Жeня и вдруг плaчeт:

– Люблю oчeнь тeбя!

14.00 – Oлeг Пaвлoвич улыбaeтся сeйчaс, — гoвoрит Eвгeний Мирoнoв, — кoнчaйтe, скaжeт, зaнимaться eрундoй, идитe — зaнимaйтeсь дeлoм. Oн зaрaзил нaс: aктeрствo — этo нe прoфeссия, этo спoсoб сущeствoвaния в жизни. И всeгдa oн выxoдит с лёгкoстью из всex тяжeлыx ситуaций…

13.58 Влaдимир Мaшкoв бeрeт слoвo:

— Кaк нe рaстeрять всe буквы… Спaсибo, вeликий учитeль, чтo пoдaрил нaм судьбу. И прoсти, чтo были нeубeдитeльны, кoгдa прoсили тeбя oстaться нa зeмлe. Нo этoт Сoлнeчный Рeaктoр будeт работать вечно. До встречи.

13.55 Фоторепортаж из зала, где проходит церемония прощания:

Смотрите фоторепортаж по теме:

Зудина, Путин, Машков на прощании с Олегом Табаковым: скорбные кадры

62 фото

13.54 Под занавес выступает вдова, Марина Зудина:

– Я тебя очень-очень люблю. Всю жизнь любила и буду любить. Подарил мне двух замечательных детей. Спасибо ему за все годы невероятного счастья, легкости, я не одна сейчас — спасибо за друзей и за учеников… Я очень тебя любила и люблю!!!

13.52 Валентин Гафт:

— Живых все меньше в телефонной книжке… — начал он с известных стихов.

— Мы, конечно, осиротели, — говорит Сергей Безруков, — и с нас теперь другой спрос: будем стараться быть учениками Табакова.

13.49 Меньшов:

— Известность к Олегу пришла через кинематограф. "Шумный день" стал явлением в свое время. А потом… Он был жаден до работы. Очень много снимался.

Панихида пока продолжается.

13.45 Панихида пока продолжается.

13.37 Видимо, Марина рассказывает — судя по мимике — об Олеге Павловиче. Затем Путин встал, поклонился и вышел.

13.35 Затем президент сел рядом с вдовой — Мариной Зудиной. Что-то тихонько говорит ей, при этом в зале абсолютная тишина. Плачет. 

13.34 Появился Путин с большим букетом цветов. Молча стоит перед гробом. Перекрестился. 

13.30 Марина Зудина в тишине спокойно смотрит со сцены на быстро проходящий народ.

13.24 Выступает Вениамин Смехов:

— Олег Табаков — это образ, зарифмованный богом.

13.23 Очень много фриковой публики — бомжей с котомками и здоровыми мешками, или каких-то странных мужиков в шарфах и грудью, увешанную значками.

13.21 Авангард Леонтьев читает стихотворение "Август" Бориса Пастернака. Просто целиком, без комментариев. Но оно и ценно, когда так.

13.15 Ирина Мирошниченко:

– Такие как Олег рождаются раз в столетие. Он всегда давал надежду и опору: каждый у него просил помощи, и получал ее. С детского возраста был старостой…

13.12 Адвокат Генри Резник назвал Олега Павловича "тихим гражданином, на котором все и держится: некоторое время назад всю семью, всех детей вывез в Саратов на кладбище, чтобы помнили истоки".

13.07 Золотовицкий тут же предложил назвать именем Табакова местный институт театральный.

13.04 Надо сказать, что возле гроба Табакова на мхатовской сцене сошлись люди разных взглядов, эстетических, политических. Разных характеров. Заклятые враги обнимались и плакали. Смерть Табакова примирила многих.

13.02 Доступ зрителей в зал пока перекрыли.

12.59 Слишком стремительно исчез Песков. Пока идёт к гробу Наина Ельцина.

12.58 Песков идёт к гробу Поклонился всем и вышел. Все журналисты напряглись — будет ли Путин?

12.55 Пока Ширвиндт продолжает в шутливой форме вспомнить Олега Павловича ("падёж нашего поколения"), Марина Зудина продолжает общаться со своим мужем. Смотрит-смотрит-смотрит.

12.53 А пока выступает Александр Ширвиндт:

– В 1965 году я приехал в Градскую больницу. А у Олега в 29 лет был инфаркт. И он тогда сказал — Ну вот, все кончается. А ведь на самом деле все только начиналось. Его мощь удивляет — это счастливая судьба, хотя и страшно рисковая. Он в секунду успевал понять, что надо сделать…

12.51 Неожиданно редеет сцена. Артистов просят уйти от стены .

12.48 – Я преклоняюсь перед этим талантом, — завершает Марк Анатольевич, — я счастлив, что мне удалось жив в одно время с этим великим человеком. Спасибо, Олег Павлович.

12.46 Выступает Марк Захаров:

– Самый серьезный сочинитель, творец, выдумщик, и самый весёлый человек, которого я знал в нашем театре… Он у меня снимался в "Двенадцати стульях", играл Альхена. Незабываема. Я ему сказал — "Нужна скупая мужская слеза, Олег". А он только спросил: "Из какого глаза? И когда?". Я не поверил и сказал – "Из левого. На третьем акте". И слеза появилась имеет из левого глаза и на третьем акте, это не просто актерская техника, в этом весь Олег.

12.43 Охранники в количестве аж трёх человек пытаются выпроводить пожилых дам, пытающихся остаться и создающих пробку. Те — ни в какую.

12.36 Сейчас в зале играет Юрий Башмет. Олег Меньшиков встаёт в почетном карауле.

12.27 – Он знал, что все театры страны пришлют слова соболезнования. И вот мы все здесь, а его нет. Простимся. И всегда будем помнить, — завершает Сергей Юрский.

12.24 Юрский продолжает:

– Может, он и баловень судьбы, но баловень с прозрением, знающий свой путь…

12.23 Рената Литвинова:

– Он всегда над любой схваткой, над конфликтом, и все ради работы. Он учил быть вне политики. Учитель… и всегда решал любую проблему — достаточно было поднять трубку. Таких больше нет.

12.21 Ленкомовцы во главе с Марком Захаровым идут к гробу…А панихиду продолжает Сергей Юрский:

– Горечь и боль наполняют этот день для тысяч, а может и сотен тысяч людей. Пять месяцев Олег находился в этой болезни, трудно представить, как страдал он. Страдали и мы. Мы никогда не играли вместе, но параллельно друг друга видели. Он обладал предвидением того, что должно быть. Он не входил без овации на сцену или на мероприятия. Он привык этому соответствовать. Хотя в последнее время ему было больно, но он все равно шутил, шутил над немощью.

12.15 "Поддерживал, помогал, выручал, хоронил, доставал, делился". Это Табаков сам про себя сказал, отвечая на вопрос — оправдаешься ли на том свете? Прощается Александр Ширвиндт.

12.12 Смелянский признался, что даже в момент вчерашнего отпевания раздавались голоса, что надо отлучить тех, кто придет отпевать лицедея… Что за Средневековье? –

Олег не выходил со знаменем, и никогда не жил "на манер шакалов", – продолжает Смелянский.

12.09 Смелянский продолжает:

– Табаков — это "комик с каскадом". И не тяготился тем, что про Смоктуновского скажут "русский Гамлет", а про него "Кот Матроскин".

12.08 …Почти в полном составе приехал "Современник" во главе со своей главной Современницей — Галиной Волчек. На коляске, с букетом. Она подле гроба долго разговаривала с Мариной Зудиной, которая присела перед ней. О чем говорили женщины можно только догадываться.

12.06 Выступает Анатолий Смелянский:

– Это событие переломило мою жизнь. Мы вместе с Олегом работали, наверное, 40 лет.

Сначала Мольера играл Олег Ефремов, а Табаков играл его слугу, Бутона, тушильщика свечей… А потом и сам Олег стал королем, Мольером…

12.02 Авангард Леонтьев нежно прижался к Мягкову. Они вместе тихо прощаются с Олегом Павловичем.

11.57 Сергей Безруков:

– ВЕЛИКИЙ!!! РОДНОЙ!!! УЧИТЕЛЬ!!! Нам, ученикам, теперь будет непросто… Нам важно быть достойными тебя! Вечная память!

11.56 Один мужчина вообще говорит охране:

— С аэропорта я. Можно сесть?

Вот она, народная любовь — "с аэропорта". Увы, сесть нельзя.

11.50 Речей пока нет. Люди в зале мирно смотрят на сцену уже третий час.

11.47 В зале появляется Владимир Спиваков с музыкантами.

11.45 Народ, которого в зал не пускают, сетует, что "на Хворостовском все было организовано лучше". Но, видимо, меры по охране первых лиц не позволяют случайный люд оставить в зале…

11.40 Ирина Антонова:

— С его уходом уходит эпоха, и это сказано без преувеличения. Сейчас в театральной, да и культурной жизни многое поменяется, потому что Табаков был определяющей фигурой, ключевой. Среда театральная, художественная — сложная, нетерпимая, но он всегда сохранял в ней невероятную доброжелательностью к чужому мнению. Он был смелым, твёрдым, но при этом очень добрым человеком. Очень.

11.38 Золотые кадры стоят в почетном карауле: Безруков, Миронов, Машков. Прощаются Юрский, Куснирович…

11.36 Александр Кибовский , глава Департамента культуры Москвы сказал «МК», что сейчас в связи с кончиной Олега Табакова вносятся изменения в работу Московского культурного Форума, который пройдёт в Манеже.

— Мы сделаем все, чтобы на форуме почтить его память. Чтобы и Табакерка и колледж выступили достойно. Уже в эти выходные в московских кинотеатрах мы делаем кинопоказы в  память об этом великом  артисте, человеке.

Мне задают вопросы о будущем, мол кто теперь будет. Считаю некорректно и неприлично об этом говорить сейчас. Не скрою, что мы с Олегом Павловичем обсуждали перспективы, но не как завещание, а именно работу, процесс и в Табакерке, и в колледже. Он оставил прекрасное наследие, и все это Москве.

11.35 Администраторы и охрана постоянно вступают в словесную перепалку с народом, который никак не хочет уходить. И не совсем понимает, зачем пришел, раз посточнно все подгоняют — выходите, выходите.

11.25 Слово берет Владимир Мединский:

— Я не знаю, что я могу сказать.

Однако он продолжает:

— Табаков стал — сложно сказать как это получилось — он стал родным для всех граждан нашей семьи. Он член семьи. Его узнают по интонации. Светлая память.

11.16 Золотовицкий на сцене у микрофона. Открывает панихиду:

— Дорогой Олег Павлович, мы все вас очень любим. Очень. Все здесь собрались.

— Это страшная пустота, — берет слово Ольга Голодец, — мы вот пришли в Художественный театр, а Олег Павлович не вышел к нам на встречу.

11.15 Дмитрий Репин, личный шофёр Олега Павловича знал его не с парадной стороны.

— Сегодня ровно 23 года, как я его вожу. Возил…Такое вот совпадение. Последний раз возил его незадолго до того, как он попал в больницу. Бедный, он так мучался с этими зубами. От боли. Она его не отпускала, от этого был раздражительный. Играл, а после спектакля выходит, верх рубашки весь в крови. Больно было очень ему.

А цветы все, что ему дарили на спектакле, он относил к памятнику. Ну тому, что сам же и поставил в Камергерском, вначале — Станиславскому и Немировичу. Так и говорил: «Димка, пойдём положим». Теперь не вижу там цветов.

Каким Олег Павлович был до спектакля и после? — Спрашиваем. — Разница ощущалась?

— Вообщем нет. Но был у него один спектакль, особый что ли — «Юбилей ювелира». Вот едем в театр: прям сам не в себе, даже злился. Может думал, что про себя играет. А уж как закончится, садится в машину и чуть не поёт.

В машине все время работал — звонил, ругался с кем-то. Если дома телефон забудет, у меня берет и говорит, говорит пока не разрядится аппарат.

11.12  Собянин выражает соболезнования Марине Зудиной.Журавский и Голодец стоят при входе на сцену, приветствуя всех высоких гостей.

11.11 Охрана старается быть корректной, но, порою, отвечает людям странно:

      – Спасибо, что вы пришли, приходите еще!

       Что значит — ещё?

11.08 Меньшов и Аллентова выражают соболезнования Марине Зудиной.

11.06 – Я час сорок ехала! — кричит бабушка. — У меня электричка только в три часа дня. Я столько ехала, а вы не даёте посидеть пожилым людям. Всегда на похоронах сидели. Как так можно?? Мы постронние здесь!

11.03 Юноша с синдромом Дауна, оказавшийся среди прощающихся, громко подпевает в такт музыке.

11.00 Многие зрители хотят селфиться, но им рекомендуют побыстрее выйти из зала.

10.58 Эдгард Запашный делится с нами своей скорбью:

– Я не могу похвастаться какими-то частыми встречами с ним на профессиональном поприще, но вот встречи на высоком политическом уровне меня запомнились тем, что Табакова никогда не перебивали. Его слушали все. Он говорил ярко и конкретно. Конечно, Табаков сделал так много, о чем остальные и не помышляют. И самое большое достижение — это даже не театры, а множество учеников. Сколько из них уже стали народными. Он оставил после себя любовь. Он был талантлив, имел стержень, любил, и умел всем этим делиться.

10.52 Огромным корзинам с цветами уж просто не хватает места. Сцена как-то напряжено замерла, музыку не включают.

10.49 Голодец, Верник, Золотовицкий замерли у края сцены… Может, кого-то ожидают.

10.46 Попрощаться с Табаковым приехала зампредседателя правительства Ольга Голодец. Она стоит в самом уголочек сцены, плачет, осматривает зал.

10.45 — Что, уже на улицу? — Качает пожилой мужчина головой. — Как неприветливо.

10.38 Режиссер Евгений Писарев делится с горечью:

– Мне долго казалось, что он не обращает на меня внимание. И я так хотел, так старался, чтобы он полюбил меня, хотел влюбить его в себя. А когда он полюбил, было столько счастья! Не могу даже оценить эту потерю.

И я не знаю, кто теперь будет так нас защищать, лоббировать, ругать, помогать. Кто? И вот ещё что: он всегда говорил только то, что хочет. В любых кабинетах. На встрече с Собяниным он, вместо того, чтобы говорить о новой системе финансирования, вдруг заявил: "Да что там деньги! Вот у меня Женька такой спектакль поставил! Такого артиста открыл».

10.34  Артисты и режиссеры в закулисье вспоминают мастера:

– До конца не верили. Я его близко знаю 10 лет. И учитель, и поддержка. Будет не хватать хитрой улыбки, теперь никто после премьеры не подойдёт не скажет так, как только он мог скащать. Он был строгий очень. Не терпел предательства, лентяев. Но никто его не боялся — все на доверии. Как коллега подходил и на ушко говорил, что добавить, как сыграть. Да просто , проходя мимо, бросит : «как дела?»

Гендиректор Большого театра Владимир Урин кладет цветы к гробу… В зале почти полная тишина. Музыки нет…

10.33 Михаил Боярский, Константин Хабенский и другие артисты дежурят возле гроба Табакова:

10.29 Марина и Женя долго-долго-долго разговаривают с Олегом Павловичем, Марина поправляет покрывало много-много раз…

10.27 На сцене броуновское движение из артистов, режиссеров. Тут только свои.

Александр Марин, режиссёр Табакерки говорит нам:

— Слезы душат. Посмотри, мы все плачем (это правда, здоровы мужики, глаза на мокром месте). Я отца потерял. Здесь у каждого свои отношения с ним. Я был мальчишкой, пришёл в Современник, а он тогда директором был там. И я обманным путём проник к нему в кабинет и попросил меня выслушать. И он выслушал, и отвёл в ГИТИС…

У каждого свой Табаков, своя история.

Марина подводит Женю Миронова к гробу… Они общаются как с живым. Жене больно. Закрывает глаза. Миронов достает платок, не может сдержать слез.

10.23 Многие из зрителей с улицы идут вообще без цветов. Быстро проходят мимо, осматривают с удивлением МХТ, в котором, судя по взгляду, никогда не были.

10.21 Бастрыкин, посидев на сцене, ещё раз подходит к Марине Зудиной. Снова обнимает ее. Снова долго говорит.

10.20 Журналисты перешептываются: увидим ли первое лицо государства?

10.16 Дмитрий Бертман, худрук Геликон-оперы прощается. Говорит нам несколько слов:

— Табаков держал форпост театральный и после его ухода карта театральная поменяется. И не только Москвы.

Человек традиций, но он открыт был всему новому. И шёл на любые риски, чтобы театр сделать местом притяжения. А лично для меня… он знал театральную жизнь со студенчества. Приходил в ГИТИС, и был инициатором моей стажировки в Зальцбурге. Звал на постановку в МХТ, а я струсил. Подписывал все письма в защиту Геликона.

А когда пришёл новый мэр, Собянин, я помню была с ним камерная встреча театральных деятелей. Галина Борисовна Волчек сказала, что у нас среди проблем есть недостроенный Геликон. И ее тут же поддержал Табаков. Он разразился речью минут на десять. Плохо нам без него будет…

10.11 Передние места в партере, впрочем, пусты. Никому не дозволяют садиться.

10.09 Марина Зудина после бессонной ночи легка, грациозна, очень просто общается со всеми, кто-то подходит к ней, к кому-то из пришедших простится идёт она сама… Но в какой-то момент замирает в одиночестве, тоске…К Марине подходит Бастрыкин. Прижимается, долго что-то говорит на ушко.

10.00 Многие интимно отмечают, что мертвый он на себя совсем не похож. Это совсем другой Табаков — измученный, усталый. Только на фото, что проецируются по заднику сцены, он такой каким мы привыкли его видеть.

09.54 Люди проходят вдоль сцены стремительно, многие, несмотря на невозможность подойти к гробу, плачут. Все сегодня быстро, такой век.

09.52 Еще фотографии из зала МХТ:

09.50 Эдгард Запашный стоит в почетном карауле у гроба, среди артистов театра. Тихой музыке вторит непрекращающийся стрёкот фотокамер: ловят Машкова во всех эффектных ракурсах, Запашного.

09.45 Постоянные вопросы прощающихся: "Почему нельзя в зал?"

Но что охрана им ответит… Театр, увы, не такой большой, одних артистов, работников, друзей МХТ, журналистов пришли сотни и сотни…

09.41 Режиссеры, артисты, вся культурная элита… Прощается Эдгард Запашный. Зал совершенно заполнен людьми…

09.40 …Всю ночь отпевали в храме на Софийской набережной. Табакерка вся плачет.

Миронов: "Я успел с ним попрощаться. Из аэропорта примчался в больницу. Два часа был с ним. Он был во сне…"

09.36 Есть масса бабушек, которые профессионально ходят по всем похоронам великих, и это хорошо, это тоже театральный уклад, в своем роде. Поэтому они крайне удивлены, что им не позволили сесть в зале. Но… Что делать, места нет. Совсем.

09.34 Попрощаться с артистом пришел один из братьев Запашных

09.32 Поскольку на сцену не пускают, поток идёт довольно быстро, никто подолгу не стоит, люди смотрят на портрет во весь задник сцены, кладут цветы и уходят. Остаться и сесть им не позволяют. Какой-то момент мимолетности присутствует…

09.28 Начинают пускать людей с улицы. На сцену они не поднимаются, проходят по партнеру вдоль сцены. Куда класть цветы — непонятно, кладут просто на сцену. Конечно, снизу людям виден лишь гроб, окружённый артистами…

09.27 Володин кладет цветы к гробу… Выражает соболезнования Марине Зудиной. Снова подходит к гробу, держится за него. Склоняется.

09.25 Попрощаться с Олегом Табаковым пришел Михаил Боярский

09.21 Идут и идут мимо гроба молодые актерские курсы. Работники вспоминают простую арифметику — Табаков принял МХАТ с посещаемостью в 42 процента, оставляет с максимальными 99…  Вот и думают все — что дальше? И с кем дальше?

09.19 Игорь Верник прощается с Олегом Павловичем. Тоже стоит очень долго — уверен, и впредь для многих общение с мастером остаётся каким-то непрерываемым ментальным диалогом.

09.16 Артистов по левому краю сцены становится уже так много, что люди просто не умещаются.

09.11 Поправляет складочки покрывала, отходит Владимир Машков…  Перед гробом на первый ряд садится Марина Зудина (супруга — "МК"). К ней сразу выстраивается поток соболезнующих. 

09.04 У гроба выстроился первый почетный караул из мхатовских артистов. Одним из первых со своим учителем попрощался Владимир Машков. Разговаривает с ним, последний раз прикасается к голове… Очень долго не отходит от гроба. 

09.03 Заиграла музыка… Начинаются лёгкие перебранки охраны с телекамерами — "Господа, у нас панихида, а не фильмы снимаем. Не занимайте проход, сейчас люди пойдут".

09.00 Смыслом жизни Олега Табакова во все времена было давать дорогу молодым (иной человек просто бы не создал яркую на таланты "Табакерку", театральную школу, филиалы Школы-студии МХАТ). Вот и сейчас сцена полна молодыми людьми. Им он всегда был другом.

08.55 На экране меж тем одна фотография сменяется другой — все самые яркие образы Олега Павловича за много лет работы в МХТ (с 2000-го он стал худруком театра).

08.54 Хотя венков много, но, видимо, они уходят в прошлое — на авансцене стоит множество огромных корзин с живыми цветами, так человечнее… 

08.53 Прессы становится все больше и больше

08.45 Работники театра один за другим подходят к гробу. Пока людей немного, можно спокойно попрощаться с великим артистом, худруком, учителем.

08.36 Фото из зала, где прощаются с Народным артистом СССР. Гроб уже на сцене. Награды, цветы, по левой стене в глубине сцены все в черном стоят мхатовцы. Зал постепенно заполняется людьми. Полная тишина.

08.33 Полиция и мигалки по всей Тверской и прилегающим улицам. Ожидаются перекрытия движения. В здание театра начали пускать прессу. 

08.30 У входа в МХТ им. Чехова установлен большой мультимедийный экран, демонстрирующий фотографии великого артиста. Весь парапет театра в цветах, на здании — флаги России и Москвы в траурных лентах. Камергерский переулок почти полностью перекрыт для движения — осталась лишь узкая дорожка для прохода. 

08.25 У входа в театр выстроилась очередь. Людей становится все больше, несмотря на плохую погоду. 

08.20 К 8 утра Камергерский переулок уже огорожен рамками и металлоискателями, наблюдается скопление людей. Поклонники Табакова несут к зданию театра цветы и венки. 

Артист в последние годы испытывал серьезные проблемы со здоровьем, тем не менее, он до последнего работал. Однако в ноябре прошлого года Олега Павловича госпитализировали, а спустя несколько дней его состояние резко ухудшилось.

«Могу только одно сказать — он ушел, не мучаясь», — сказал главврач Первой градской больницы Алексей Свет.

За 60 лет в большом кино Олег Табаков сыграл в более чем в 120 картинах. «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев», «Д'Артаньян и три мушкетера», «Ширли-Мырли» и многие другие фильмы сделали его одним из самых узнаваемых и любимых актеров на постсоветском пространстве.

Читайте в нашем материале о самых культовых ролях Табакова

По распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина артист будет предан земле на Новодевичьем кладбище. Примечательно, что Олега Павловича похоронят рядом с другим известным артистом — Леонидом Броневым. С ним он работал на съемочной площадке «Семнадцати мгновений весны». Их блестящий дуэт «обаятельных нацистских преступников» Шелленберга и Мюллера навсегда вошел в историю мирового кинематографа. 

Табаков «17 мгновениях» настолько приглянулся в публике, что даже родственники настоящего Шелленберга впоследствии прислали артисту письмо с благодарностью.  

В самом МХТ имени Чехова в эти дни отменили все спектакли. Уход художественного руководителя стал для коллег Олега Павловича огромным ударом. Все они вспоминают, как тот бескорыстно приходил на помощь, помогал заболевшим артистам материально. Более того, мало кто знает, что Табаков возводил храм

Церемония прощания начнется в 9 часов утра и закончится в 14 часов. Она пройдет при открытых дверях — отдать дань памяти великому актеру сможет любой желающий.

Цитаты Олега Табакова: о власти, слезах и счастье

Смотрите фоторепортаж по теме:

Памяти Олега Табакова: кадры артиста в редакции «МК»

18 фото

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.