В дрeвнeрусскoм aрxитeктуры нa прoтяжeнии X-XIII вв. пaрaллeльнo рaзвивaлись двe фoрмы aрxитeктуры из дeрeвa и кaмня, с прeoблaдaниeм дeрeвяннoй aрxитeктуры. В пeрвую oчeрeдь были пoстрoeны укрeплeния: гoрoдa, гoрoдцы, дeтинцы, крeмли и oстрoги. В этoт пeриoд oснoвную зaщитную рoль выпoлняли дeрeвoзeмляныe укрeплeния. Пeрвaя xристиaнскaя цeркoвь, дeрeвяннaя цeркoвь Ильи в Киeвe, был построен в середине X века, В Ростове дуба был построен Кафедральный собор. История называет имена первых архитекторов: Вышгород-чане Миронег и Ждан-Никола. Заимствовав архитектуры в Византии, Россия унаследовала и символика храма неба. В основе был крест, как символ христианства и спасения. Здание строго ориентировалось по сторонам света. Алтарь всегда, был расположен в Восточной, Центральной апсиде. Он был символом пещеры, где родился Иисус, но в то же время и на Голгофе, где был распят, и небесного престола — рая, где вознесся Иисус после. Алтарь отделяет пространство для молитвы амвоном — возвышением, а затем сплошной стеной иконостаса. Прямоугольный строительства церкви был разработан в X-XII вв. С ним не только были укреплены стены, а также установили три каменные двери. При Ярославе были построены три каменных храма: Святого Георгия, Святого. Ирина и Св. София, что чтили греки под именем Афин, и византийцы поклонялись «мудрости» в образ Богородицы. Собор Св. Софии был заложен на месте победоносной битвы жильцов с печенегами. И для любого человека, в Киеве тогда была хорошо видна. Кирпич чередовался розовый скрепляющим раствором — цемянкой. Он, например, не было из трех нефов и пять. Храм был увенчан тринадцатью куполами, символизирующими 12 апостолов и Иисус. Когда верующие входили в храм, они поражались тому, что не оказался необычайный простор и высота, и страдания и тьмы. Двенадцать мощных колонн резали пространство внутри храма. (Под главным куполом и свершались основные государственные церемонии.) Почти весь второй ярус храма был занят хорами огромными полатями для князя и других должностных лиц высокого уровня, что поделился горизонтальный внутренний объем. Исконно русская особенность архитектуры храма считается выбор мозаика центрального купола и апсиды. В купол храма было мозаичное изображение Всемогущего, и в своде Центральной апсиды — огромная картина с фигурой Девы Марии. В вогнутом набор, как сложила руки на молящихся людей. Мозаики Святой Софии первоначально занимали площадь 640 м2. Сейчас сохранилось чуть больше половины. Фрески собора сохранились гораздо хуже, чем мозаика. Здесь были и хоры для князя, и крещатые своды. Но более массивен. На вид это был правильный четырехугольник, возвышавшийся без ступенек и основания до крыши. Поскольку Новгород тяготел к Северо-западу от Европы. София депутат очень скоро перестало служить олицетворением княжеской власти, и он постепенно превратился в символ Республики Новгород. В куполе традиционно было изображение Пантократора, которая, по преданию, написана с благословляющей рукой, но поутру все увидели, что руки сжаты в кулак. К сожалению, этот образ был полностью потерян в годы Великой Отечественной войны. В Суздальской земле, на берегу реки Нерли, всего в 2 км от дворца Андрея Боголюбского-церковь покрова Богородицы. Это достаточно сложное архитектурное сооружение. Церковь предполагалось поднять на месте, заливаемом паводком. Для этого, был построен на фундаменте 4 метров, высокий Цоколь, камень и засыпали его землей. Получился холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этот пьедестал и построили церковь. Ее строительство означало победы над волжскими булгарами в 1164, Болгары в виде контрибуции даже носили для нее строительный камень. К сожалению, фрески его потерял. Тема прославления Девы Марии присутствует в девичьих масках, расположенных над верхними окнами фасадов. В связи с татаро-монгольским нашествием каменное строительство было прервано почти на полвека. В Москве в XIV веке, когда князь Дмитрий сюрпризов был построен белокаменный Кремль. В XV веке был построен Троицкий собор, основанный Сергием Радонежским (1314 — 1392), в Троице-Сергиевом монастыре, а в Москве — Спасский собор Андроникова монастыря. Постепенно, в Москве, стала центром объединения русских земель, строительных камней, в частности, и гражданского общества, приобретает особый размах. Использование кирпича отразилось в оформлении декора фасадов в виде узорной кладки. В Кремле был построен Успенский собор (1475-1479) архитектором Фиораванти, в этой Великой пятиглавом храме, который стал главным храмом страны, были проведены важных общественных мероприятий: свадьба в Королевстве и других, Архангельский собор (1505-1508), построен Алевизом Новым, преобразуется в реальном времени и могилу. Этот храм был оформлен в духе эпохи возрождения. Русские учителя строят собор Благовещенский (1484-1489) и церковь Ризположения (1484 — 1486). Набор завершения колокольня Ивана великого (1505 — 1508). Московский Кремль превратился в архитектуре показывает, что они пытались подражать архитекторы, Тулы, Коломны, нижнего Новгорода и других городов. Архитектура Москвы XV-XVI веков, становится общерусским явлением. Этот архитектурный памятник возведен на Красной площади в честь победы над Казанским ханством, одержанной в 1552 г. Его строили мастера Барма и Постник. Но внешние многоцветные краски были сделаны еще в XVII веке
Автор текста: М. В.