От социального реализма к кубизму

Сoциaльнoму рeaлизму свoйствeнны критичeскoe суждeниe o жизни и oднoврeмeннo утвeрждaющee рeaлистичeскoe нaчaлo. Oснoвным гeрoeм в искусствe сoциaльнoгo рeaлизмa выступaeт нaрoд. Xудoжники чужды романтического взгляда на мир и эстетизации реальности. «Правду жизни» можно найти на полотнах француза М. Грохара. Эти идеи четко прослеживаются в гравюрах англичанина Ф.Брэнгвина, картинах ирландца П.Генри и скульптуре бельгийца К.Менье. Гуманистические воззрения художников, их ощущение драматизма социальной жизни вместе с тем находят выражение и в произведениях, избегающих прямого, натурного воспроизведения действительности. Они наполнены глубоким гуманистическим содержанием и полны протеста против насилия. модернизм объединил значительную группу течений. Во Франции вместе с тем образовалась группа живописцев, получившая название фовисты (от фр. expressio – выражение). Из живописи фовистов исключалась светотеневая моделировка формы, объемно-пространственное построение композиции и т. п. Им свойственны стихийная динамика письма, интенсивность открытого цвета, острота ритма, резкое обобщение объемов, пространства и рисунка. Одним из лидеров фовизма был Анри Матисс (1869- 1954). Его картины полны крупных красочных плоскостей, а условность формы и пространства подчиняется общему плоскостному и цветовому ритму. Это искусство не ставило перед собой цель выглядеть как жизнь. Его задачей было донести до зрителя эстетические эмоции автора. Именно они, а не идеи образуют содержание полотен. Экспрессионистов объединяла эмоционально-колористическая живопись. Они провозгласили единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а главной целью искусства – его выражение. Стремление к обостренному выражению эмоций, ирреалистичных образов было их характерной чертой. Немецкие экспрессионисты, входящие в группу «Мост», создают сочную и многоцветную живопись в своих натюрмортах и пейзажах (К. Шмидт-Ротлуфф), обращаются к библейской тематике (Э.Нольде). Урбанистические мотивы характерны для живописи Э.Л.Кирхнера, а сюжеты, связанные с соотнесением природы и человека, – отличительная черта живописи Э.Хеккеля. В стиле экспрессионизма может быть нарисован, например, свадебный шарж. Весёлые, вычурные манеры представления действительности в этом случае подходят как нельзя кстати. Экспрессионизм был присущ не только живописи, но и литературе (Г.Тракль, Г.Бенн, Г. Кайзер, Ф.Верфель и др.), а также проявлялся в музыке и кино (композиторы и кинорежиссеры А.Шенберг, А.Берг, Р.Вине, П.Лени). Одним из направлений модернизма был кубизм, основоположником которого считается П. Пикассо. Кубисты исходили из того, что все предметы и явления окружающего мира, включая человека, могут быть изображены в виде геометрических фигур. Одной из первых работ, написанной в духе кубизма, была картина П. Пикассо «Авиньонские девицы» (1907). Его художественная практика очень разнообразна. Автор текста: М.В.Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.