Основные направления западной культуры XX в.

Культурoлoгия и искусствoзнaниe, oсмысливaющиe явлeния и исслeдующиe прoцeссы рaзвития искусствa XX в. Спрaвeдливee будeт oгрaничиться oпрeдeлeниeм oснoвныx тeндeнций рaзвития искусствa в ушeдшeм стoлeтии. Искусствo XX в. кризиснoe, вырaжaющee нaивысшую нaпряжeннoсть пeрeлoмa. Нa рубeжe XIX-XX вв. уxoдят в прoшлoe дeмoкрaтичeский рeaлизм и импрeссиoнизм, прeтeрпeвaeт сeрьeзныe измeнeния твoрчeствo пoстимпрeссиoнистoв. Нo в этo же время возникает крупное интернациональное идейно-художественное движение, которое получило название стиль модерн в России, арт нуво в Бельгии и во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-штиль в Германии, стиль либерти в Италии, модерн стайл в Великобритании, стиль Тиффани в США. Модерн поставил задачу создания нового большого стиля, заключавшего в себе вполне отчетливую эстетическую программу. Очевидно, что единственным носителем прекрасного для стиля модерн служило само искусство. Разумеется, что подобная программа устремлена в сторону искусства для искусства, эстетства. Отсюда столь частое соединение символической идеи и декоративного мотива. В архитектуре распространяются текучие, пластические, словно самообразующиеся формы, в декоративном творчестве — стилизованный растительный орнамент, стелющийся по поверхности, разрастающийся, словно бы обволакивающий предмет. В живописи гибкие линии и пятна цвета не выделяют объем, а создают своеобразный мир, где пространство не обладает глубиной, а предметы и фигуры — массой. Саму же композицию определяет декоративно-узорное начало. Модерн тяготел к синтезу искусств. Поляк С. Выспяньский (1869-1907) был поэтом, драматургом, живописцем, графиком, мастером архитектурного оформления интерьера. Немец П. Бельгиец X. Стиль модерн сумел органично соединить европейскую и восточную художественную традиции. Модерн прямо причастен к подъему тиражной графики, который привел к массовому распространению графических искусств в общественном и личном обиходе. Этому способствовало и то немаловажное обстоятельство, что возможностям журнально-газетного цинкографического клише соответствовали свойства рисунка «стиля модерн», оперирующего широкой контурной линией и плоским пятном. Художники-модернисты, по сути, создали новый тип книги, где все оформление представляло собой единое целое, включая не только иллюстрации, но и шрифт, переплет, формат и т. п. Наряду с массовыми тиражными изданиями стали появляться дорогие, изысканные издания, к оформлению которых привлекались не только художники-графики, но и художники других специальностей. В рекламных плакатах развивается предметно-вещная манера, придающая убедительность изображению рекламируемого изделия. Особую группу занимают плакаты, содержащие социально-политические мотивы, которые легли в основу революционного плаката. Практически все художники-модернисты создавали драпировки, мебель, бижутерию и др. Появляются не только целые направления и отдельные крупные мастера, работающие в этом виде искусства, но по-новому начинают развиваться целые отрасли промышленности: фарфоровая в Дании (художник К. Томсен), производство стекла во Франции (Э. Галле) и опалового стекла в США (Л. Тиффани). возникновение организации «Немецкий веркбунд», которая объединила на новой основе промышленников, архитекторов и художников, обозначило начало новой эпохи. Модернисты хотели соединить художественное высокопрофессиональное творчество и производство бытовых изделий. Но на практике это привело к резкому расслоению. С одной стороны, стали создаваться дорогостоящие произведения искусства, а с другой — дешевые поделки, получившие название китч. Изделия в стиле китч представляют собой как бы дешевый фантом прекрасного. Им свойственна сентиментальность, выспренняя патетика, нарочитый эклектизм, избыток декора и подделка под дорогие материалы. Китч тиражировался на основе промышленной имитации уникальных изделий. он стал одним из явлений массовой культуры. Наибольшее распространение китч получает в оформлении бульварной продукции, кино и видео, в различных формах стандартизированного бытового украшения. Есть работа в Кишиневе вакансии появляются каждый день. Дизайн, объединивший различные виды проектировочной деятельности, главной целью ставил формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Все это указывало на кризисное, переломное состояние эпохи художественных стилей. Но стиль модерн не собирался сдавать свои позиции. Правда, модерн не стал официальным государственным стилем, потому что его романтические вольности мало подходили для официальных зданий. Модерн также не получил и безусловного столичного признания, хотя в этом стиле строились сооружения и в Париже, и в Вене, и в Брюсселе. К архитектурным центрам модерна относятся такие города, как испанская Барселона, итальянский Турин, германские Мюнхен и Дармштадт. Этот стиль развивался в основном в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Снаружи эти здания выглядят как асимметричная пространственная композиция, сливающая воедино разные по формам и масштабам объемы. Декоративное убранство фасадов и интерьеров достигает невероятной изощренности, при этом форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Архитектура сосредотачивается на создании своего рода эстетического комфорта. Хофман, построивший дворец Стокле в Брюсселе, украшенный многоцветными мозаиками художника Г. В США архитектура приобретает жизненно целесообразный характер, что отразилось на строительстве односемейных загородных домов. В стиле модерн работал американский архитектор Ф. Л. Райт. Применение железобетонных каркасов, которые впервые были использованы в Париже О. Пер-ре, привело к возможности создания огромных от пола до потолка «французских» окон, как бы расширяющих стену. Здания переходного стиля еще многое связывало со стилем модерн, например, облицовка фасадов плиткой. Но новое проглядывало и в ничем не скрытом железобетонном каркасе и на обширных поверхностях стекла, образующих лаконичную архитектуру фасада. Рациональные тенденции стали наиболее широко и ярко проявляться при строительстве различных общественных зданий.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.