Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.

Рубeж XVIII-XIX вв. oзнaмeнoвaлся утвeрждeниeм нoвыx xудoжeствeнныx стилeй — сeнтимeнтaлизмa и рoмaнтизмa. Oни вoзникли кaк рeaкция нa рaциoнaлизм эстeтики клaссицизмa и филoсoфии эпoxи Прoсвeщeния. Дeвиз искусствa в эпoxу Прoсвeщeния «Рaзум прaвит сeрдцeм!» был заменен на диаметрально противоположный: «Сердце правит разумом!». Образы, созданные сентименталистами, полны искренности и душевного благородства. Философская основа сентиментализма была заложена в работах Ж. Дидро. Элегические и пасторальные настроения чувствуются в архитектуре пейзажных парков и расположенных в них интимных дворцов и павильонов (творчество У. Кента, Р. Мика, Ф. Эрмансдорфа). Гейнсборо, Ж. Вуаля, величавых пейзажах Ф. Сентиментализм, в отличие от рококо, не был аристократическим стилем. Его представители пытались идеализировать жизнь простого, «маленького» человека, показывая ее в естественной (реальной) обстановке. При всей идеализации образов людей из простонародья, авторы пытались преодолеть рационалистическую прямолинейность при обрисовке характера, внося элементы диалектики. Герою сентиментальных романов свойственно совершать как благородные, так и неблаговидные поступки. В то же время сентиментализм называли и «мещанским стилем» из-за того, что демонстрация чувств стала носить несколько слащавый характер. Сентиментализм предшествовал романтизму. Романтизм основывался на устремлении личности к свободе, недостижимому духовному совершенству. Появлению романтизма способствовали и пессимистические настроения, вызванные результатами Великой Французской революции (1789-1804). Итогом революции были не только восстановление монархии, но и наполеоновские войны, затянувшиеся почти на полтора десятка лет. Повсюду установились буржуазные порядки и царила обывательская психология. Несоответствие мечты и действительности выливалось в «романтическую иронию». Главная идея романтизма — это идея протеста против слишком «реальной» действительности, уход в мир человеческих страстей, сказочных героев, печальных элегий. Эстетика этого стиля была устремлена к синтезу искусства, религии и науки и в конечном результате — к возможности возникновения нового типа культуры. Руссо, который в эпоху Просвещения не уставал говорить о неповторимости каждого человека. Современник Ж. Руссо, представитель немецкой классической философии И. Г. Фихте пытался в своих трудах абсолютизировать творческую свободу. Романтики поставили своей целью создание новой художественно-образной модели. Писатели и художники выбирали для своих произведений некие «заповедники», не оскверненные буржуазной культурой. В своем творчестве они обращались к фольклору, идеализируя деревенскую жизнь и противопоставляя ее городской буржуазной цивилизации. Романтикам было свойственно идеализировать прошлое. Особенный интерес вызывало Средневековье с его рыцарским кодексом чести и патриархальным укладом жизни. Эпоха Просвещения, продолжив традицию Ренессанса, признавала самоценность личности. Романтики развили эту идею, особенно отмечая ее уникальность и неповторимость. В какой-то степени можно говорить о том, что либеральные ценности, основой которых являются личная свобода и инициатива, были перенесены ими в область искусства и духовной жизни в целом. Сегодня возможна замена французских раскладушек в диванах отечественного и импортного производства. Ваше мягкое место будет как новое! Одной из характерных черт романтизма может считаться чрезвычайное разнообразие несхожих между собой жанровых форм и вариаций. При сохранении общих, унификационных черт этого стиля отчетливо выделяются национальные разновидности. Французский романтизм проявил себя прежде всего в жанровой живописи — исторической, бытовой, портретной, а также в романистике. была чрезвычайно благоприятна для развития этого художественного направления. Дух свободолюбия и борьбы отражен в его динамичных по композиции, экспрессивных и звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», «Свобода, ведущая народ»). Творческая фантазия выразилась в полотнах, воссоздающих образы восточных стран («Взятие крестоносцами Константинополя», «Алжирские женщины»). Драматически напряженные произведения («Плот Медузы», «Дерби в Эпсоме») отличаются психологизмом характеров и контрастом светотени. Автор текста: М. Соколова

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.