(1875 — 1955)
Рoдился 6 июня 1875г. в Любeкe, в сeмьe сoстoятeльныx кoммeрсaнтoв, игрaвшeй знaчитeльную рoль в Любeкe и другиx гaнзeйскиx гoрoдax Сeвeрнoй Гeрмaнии. Стaрший eгo брaт, Гeнриx (1871-1950) – извeстный рoмaнист, эссeист и дрaмaтург, трoe дeтeй – Клaус, Эрикa и Гoлo – стaли извeстными литeрaтoрaми. Дeтствo Мaннa прoшлo в Любeкe.
1891 – пoслe смeрти oтцa сeмья пeрeeзжaeт в Мюнxeн. Пoслe oкoнчaния шкoлы Мaнн рaбoтaeт в стрaxoвoй кoмпaнии и зaнимaeтся журнaлистикoй, сoбирaясь стaть писaтeлeм пo примeру свoeгo стaршeгo брaтa Гeнриxa. Вскoрe oн устрaивaeтся рeдaктoрoм в сaтиричeский eжeнeдeльник «Симплициссимус» (Simplizissimus), нaчинaeт и сaм писaть рaсскaзы, в дaльнeйшeм вoшeдшиe в сбoрник «Мaлeнький гoспoдин Фридeмaн» (Der Kline Herr Fridemann, 1898).
Кaк и в бoлee пoздниx свoиx прoизвeдeнияx, в этиx рaсскaзax Мaнн с ирoничeскoй и в тo жe врeмя дoвoльнo грустнoй интoнaциeй изoбрaжaeт рoбкoгo, мятущeгoся «сoврeмeннoгo» xудoжникa, кoтoрый бьется в поисках смысла жизни. Кроме того, в этих рассказах сквозит тяга Манна к прочности и основательности буржуазного существования, которое манит своей недоступностью его героев-художников.
1894 – первый опубликованный рассказ «Падшая» (Gefallen).
Студентом университета самостоятельно и с увлечением штудирует А.Шопенгауэра, Ф.Ницше и Р.Вагнера.
1895-1897 – после неудачной попытки вступить на путь деловой карьеры Манн вместе с братом Генрихом живёт в Италии, где начинает свой первый значительный роман «Будденброки» (Buddenbrooks, опубл. 1901), вскоре ставший знаменитым. В основе романа лежат наблюдения Манна за своими родными, друзьями, нравами родного города, за упадком семейства, принадлежащего к потомственному среднему классу. Реалистический по методу и деталям, роман, по сути, символически изображает взаимоотношения мира бюргерского и мира духовного.
1897 – по возвращении в Мюнхен Манн вплоть до 1914г. ведёт жизнь, обычную для благополучных «аполитичных» интеллектуалов того времени. Роль Германии в Первой мировой войне и её последующая непопулярность за рубежом пробуждают у Манна интерес к национальной и международной политике.
1903 – выходит новелла «Тонио Крёгер» (Tonio Kroger), герой которой приходит к выводу, что из-за своей утончённости он не способен к действию; только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного сверхактивной мыслительной деятельностью.
1905 – Манн женится на Кате Прингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. У них родилось шестеро детей.
1909 – выходит книга «Королевское высочество» (Konigliche Hoheit), как и все произведения Манна, в известном смысле автобиографичная. Это «роман воспитания», где любовь ведёт юного принца к зрелости и «суровому счастью», которое приходит с осознанием ответственности.
1912 – опубликована новелла «Смерть в Венеции» (Der Tod in Venedig), герой которой, стареющий писатель Густав фон Ашенбах, пожертвовал всем в жизни ради искусства, и вдруг оказался во власти саморазрушительной и неудовлетворенной страсти к необычайно красивому мальчику. В этом блестяще написанном рассказе присутствуют многие темы более поздних работ Манна: одиночество художника, отождествление недуга физического и духовного, разрушительное воздействие искусства на психику.
1914 – Первая мировая война повергает писателя в глубокий моральный и духовный кризис.
1918 – выходит книга «Размышления аполитичного» (Betrachtungen eines Unpolitischen), которая, равно как и небольшие эссе времён войны, представляет собой попытку немецкого патриота-консерватора оправдать позицию своей страны в глазах демократического Запада.
1923 – выходит книга «Гёте и Толстой» (Goethe und Tolstoj).
1924 – выходит роман «Волшебная гора» (Der Zauberberg, начат в 1913г.), один из самых блестящих и ироничных романов в традиции bildungs-roman, или романа воспитания – интеллектуального и духовного. Герой романа, Ганс Касторп, вполне заурядный, добродушный молодой инженер из Северной Германии, приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий навестить своего кузена, однако выясняется, что у него тоже больные легкие, и ему приходится задержаться здесь на семь лет.
Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими различные стороны современного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутреннего развития и углублённого постижения мира. Но «Волшебная гора» – это не только история духовного развития Касторпа, это и глубокий анализ предвоенной европейской культуры. Многие темы, которые Манн затрагивал в «Размышлениях аполитичного», остроумно, с иронией и глубоким сочувствием к человеческому несовершенству переосмысляются в «Волшебной горе».
1929 – Манн получает Нобелевскую премию по литературе за его способность примирить «поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизни».
1930 – Манн произносит речь в Берлине, озаглавленную «Призыв к разуму» (Em Appell an die Vernunft), в которой он ратует за создание общего фронта рабочих-социалистов и буржуазных либералов для борьбы против нацистской угрозы.
1931 – выходит новелла «Марио и волшебник» (Mario und der Zauberer) – политическая аллегория, в которой продажный гипнотизёр олицетворяет собой таких вождей, как Адольф Гитлер и Бенито Муссолини.
В очерках и речах, которые писатель произносит в эти годы по всей Европе, звучит резкая критика политики нацистов; Манн также выражает симпатии социализму, когда социалисты встают на защиту свободы и человеческого достоинства.
1933 – когда Гитлер становится канцлером, Манн с женой находится в Швейцарии. Они решают не возвращаться в Германию, живут недалеко от Цюриха, много путешествуют.
1934-1944 – Манн пишет монументальный роман-тетралогию «Иосиф и его братья» (Joseph und seine Bruder). Короткий библейский рассказ Манн развивает в огромное повествование, описывающее беды и удачи героя. Тенденции, наметившиеся ещё в раннем творчестве, выходят теперь на первый план: интерес к политике, к мифу и увлечение фрейдовским психоанализом.
1936 – Манн лишён немецкого гражданства, а также почётной докторской степени Боннского университета, которая была ему присвоена в 1919г.; в 1949 г. почётная степень была ему возвращена.
1938 – Манн переезжает в Соединенные Штаты.
1938-1941 – читает лекции по гуманитарным дисциплинам в Принстонском университете.
1940 – выходит роман «Лотта в Веймаре» (Lotte in Weimar), отразивший растущий интерес Манна к Гёте. Это рассказ о второй встрече стареющего Гёте с Шарлоттой Буфф, которая в юности вдохновила его на книгу, принесшую ему европейскую славу, – «Страдания юного Вертера». Роман далёк от обычных исторических или сентиментальных сочинений: «Лотта в Веймаре», как и «Иосиф», прежде всего исследование психологии и мифа.
Во время Второй мировой войны Манн выступает с обращениями по радио к немецкому народу, становится одним из основателей антифашистского журнала «Ma? und Wert» («Мера и ценность»). В эти годы он завершает последний том тетралогии об Иосифе «Иосиф-кормилец» (Joseph, der Ernahrer).
1941-1952 – живёт в Калифорнии. Является консультантом по немецкой литературе в Библиотеке конгресса..
1944 – Манн становится гражданином США и решает не возвращаться в Германию после войны.
1952 – покидает США и селится в Швейцарии, в Кильхберге близ Цюриха.
1947 – выходит роман «Доктор Фаустус» (Doktor Faustus, начат в 1943г.), посвящённый главным образом теме проклятия, «продажи души». Талантливый музыкант Адриан Леверкюн вступает в сделку с дьяволом, дабы преодолеть творческое бесплодие двадцатого столетия и совершить прорыв к оригинальности. Так и немецкая нация, поздно вошедшая в мировую политику, продала свою душу, чтобы получить власть и силу. Эти две главные темы романа переплетаются друг с другом; особенно потрясает финал, когда рассказ о крахе Леверкюна смыкается с хроникой последних дней гитлеровского рейха.
1951 – выходит роман «Избранник» (Der Erwahlte), основанный во многом на истории о «добром грешнике» средневекового немецкого поэта Гартмана фон Ауэ. Несмотря на нарочито «играющий» тон, в романе содержится важная для Манна тема вины и искупления, которую он неоднократно соотносит в это время с Германией.
1954 – выходят «Признания авантюриста Феликса Круля» (Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull») – самый известный из поздних романов Манна. Задуманный ещё до Первой мировой войны, этот «плутовской» роман отражает неизменную уверенность автора в том, что всякий артист, художник – тип сомнительный, сродни преступнику. Роман соединяет сюжетную занимательность и множество комедийных ситуаций со свойственной Манну глубиной проблематики – как социальной, так и общефилософской.
12 августа 1955 – Томас Манн умер.
На протяжении творческого пути Манн написал целый ряд больших и малых эссе, до Первой мировой войны черпая темы в области культуры, затем подключив и сферу политики. Ряд крупных эссе Манна посвящен трём кумирам его юности – Шопенгауэру, Ницше и Вагнеру, а также И.В.Гёте, Л.Н.Толстому, Ф.М.Достоевскому, Ф.Шиллеру, З.Фрейду и др. Политические его эссе – это размышления о двух мировых войнах и возникновении гитлеризма.