Биография: Джон Голсуорси

(14.08.1867 — 31.01.1933)

Aнглийский прoзaик, дрaмaтург и пoэт Джoн Гoлсуoрси рoдился в гoрoдкe Кумe, грaфствe Суррeй, в сoстoятeльнoй буржуaзнoй сeмьe. Eдинствeнный сын Джoнa Гoлсуoрси, бoгaтoгo юристa, дирeктoрa Лoндoнскoй кoмпaнии, и Блaнш (Бaртлит) Гoлсуoрси, oн пoлучил oбрaзoвaниe в Xaррoу и Oксфoрдскoм унивeрситeтe.

Стaв в 1890 г. aдвoкaтoм, oн тaк и нe зaнялся юридичeскoй прaктикoй, прeдпoчитaя жить в свoe удoвoльствиe, мнoгo читaть и путeшeствoвaть. Вo врeмя кругoсвeтнoгo путeшeствия, кoтoрoe будущий писaтeль прeдпринял для углублeния знaний в мoрскoм прaвe, Г. встрeтил Джoзeфa Кoнрaдa, с кoтoрым пoдружился нa всю жизнь.

В вoзрaстe 28 лeт пoд влияниeм Aды Гoлсуoрси, жeны eгo двoюрoднoгo брaтa Aртурa, с кoтoрoй у Г. нaчaлся рoмaн, мoлoдoй чeлoвeк рeшaeт стать писателем и в 1897 г. под псевдонимом Джон Синджон выпускает свою первую книгу — сборник рассказов ‘Четыре ветра’ (‘From the Four Winds’).

Первый роман писателя ‘Джослин’ (‘Jocelyn’) появился годом позже, второй — ‘Вилла Рубейн’ (‘Villa Rubein’) — в 1900 г., а следующий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже содержит упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах более позднего времени. Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Г. в течение трех лет писал и переписывал свою пятую книгу — ‘Остров фарисеев’ (‘The Island of Pharisees’, 1904), первый роман, который Г. выпустил под своим настоящим именем.

После смерти отца (1904) Г. обрел материальную независимость, Ада переехала к нему, а когда через год закончился ее бракоразводный процесс, молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, после девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновила Г. на роман ‘Собственник’ (‘The Man of Property’), который был закончен в 1906 г. и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт.

Это роман, принесший Г. репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. По словам Дадли Баркера, Г. утверждал, что ‘на этих страницах он высек крупную буржуазию’. ‘Собственник’ явился первым томом трилогии ‘Саги о Форсайтах’ (‘The Forsyte Saga’). К Форсайтам Г. не возвращался вплоть до конца первой мировой войны, однако за это время выпустил ‘Усадьбу’ (‘The Country House’, 1907) — роман о мелкопоместном дворянстве, ‘Братство’ (‘The Fraternity’, 1909) — об интеллигенции, и ‘Патриций’ (‘The Patrician’, 1911) — об аристократии.

В результате постановки первой законченной пьесы Г. ‘Серебряная шкатулка’ (‘The Silver Box’, 1906) писатель получил признание и как драматург. Самыми удачными пьесами, написанными Г. до первой мировой войны, кроме ‘Серебряной шкатулки’, были ‘Борьба’ (‘Strife’, 1909) и ‘Справедливость’ (‘Justice’, 1910). Все три пьесы реалистические и разоблачают социальные злоупотребления; последняя же (‘Справедливость’) осуждает практику одиночного заключения, в связи с чем Уинстон Черчилль заявил, что эта пьеса оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.

Г. тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Даже смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу (поэты, эссеисты, новеллисты) — международной писательской организации, которую Г. основал в октябре 1921 г.

В 1917 г. Г. отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. В начале следующего года писатель выпустил сборник из новелл, озаглавленный ‘Пять историй’ (‘Five Tales’); в одной из новелл — ‘Последнее лето Форсайта’ (‘The Indian Summer of a Forsyte’) — Г. вновь возвращается к семье Форсайтов. ‘В петле’ (‘In Chancery’), второй том ‘Саги о Форсайтах’, появился в 1920 г., а ‘Сдается внаем’ (‘To Let’), последняя часть трилогии, — в 1921 г. Однотомник ‘Саги о Форсайтах’, вышедший в 1922 г., имел колоссальный успех, благодаря которому Г. стал ведущей фигурой в англо-американской литературе.

Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Г. создал внушительный объем литературной продукции, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную ‘Современная комедия’ (‘A Modern Comedy’), писатель закончил в 1928 г.; ‘Современная комедия’ была издана посмертно в одном томе в 1929 г. Последняя трилогия Г., посвященная семье Чаруэлл, была выпущена в 1933 г. женой писателя под заглавием ‘Конец главы’ (‘End of the Chapter’).

В 1929 г. Г. был награжден британским орденом ‘За заслуги’, а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе ‘за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"’. ‘Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, — сказал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг, — и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь.

‘Сага о Форсайтах’ — заметное явление в английской литературе’. Эстерлинг поздравил Г. с тем, что ему удалось разглядеть за судьбами отдельных персонажей ‘исторический фон’, ‘трансформацию и распад викторианской эпохи вплоть до наших дней’. Эстерлинг сравнил мастерство Г.-новеллиста с тургеневским, особо отметив его иронию, ‘синоним жизнелюбия и человечности’. Г. был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал; меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии писатель скончался.

После смерти Г. его слава пошла на убыль. Самыми непримиримыми из его критиков были Д.Г. Лоуренс и Вирджиния Вулф. Обвиняя Г. и его современников Арнольда Беннетта и Герберта Уэллса в пропаганде, Вулф писала: ‘Чтобы их романы закончились, герою нужно что-то сделать — вступить в какое-то общество или, что еще ужаснее, выписать чек’.

На страницах ‘Спектейтора’ (‘Spectator’) в 1963 г. английский критик Бернард Бергонци заметил, что, ‘нарушив светские условности, Г. стал писателем, но стоило ему утвердиться в этом качестве, как он тут же вновь стал жертвой предрассудков своего класса и воспитания… Г. продолжал оставаться великолепным рассказчиком… Но как только он перестал быть сатириком, его творчество утратило свой эмоциональный стержень’.

Английский прозаик Энтони Берджесс в своей статье в ‘Нью-Йорк Тайме Мэгэзин’ (‘New York Times Magazine’) (1969) также отмечал, что Г. умел завоевывать читателя, однако писал рассудком, а не сердцем. ‘Он оказал влияние на таких гигантов, как Томас Манн, его читали во Франции и боготворили в России, — писал Берджесс, — однако у себя на родине, в Англии, он завоевывал сердца посредственностей. Интеллектуалы его отвергали’. Для Берджесса Г. остается одним из многих английских писателей своего поколения, который ‘меньше заботился о словах, чем о том, что за словами кроется’.

Хотя моральные ценности и литературное мастерство Г. могут показаться старомодными в эпоху, когда доминирующими темами являются отчуждение и социальный нигилизм, он ‘останется в истории литературы последним крупным прозаиком викторианской эпохи’, — утверждает американский критик Эрл Э. Стивенс.

При жизни Г. удостоился почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского университета, а также почетных степеней Кембриджского, Оксфордского и Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.