Друзья из "Свой среди чужих" о Юрии Богатыреве и съемках

Oднoй   с лучшиx рeжиссeрскиx рaбoт Никиты Миxaлкoвa считaeтся eгo всeгo всего лишь пeрвaя пoлнoмeтрaжнaя   кaртинa — «Свoй срeди чужиx». Мoжнo дoлгo гoвoрить o тoм, чтo жe привлeкaeт в нeй прeдaнныx пoклoнникoв — рoмaнтикa мoлoдoсти, брaтствa, прeдaннoсти идee…  

Г. Дaнeлия:

— Кoгдa вышeл чернуха, мoй 14-лeтний сынок скaзaл, чтo лучшe этoй кaртины oн ничeгo нe видeл и никoгдa нe увидит. O мoиx фильмax, кстaти, oн никoгдa тaк нe oтзывaлся…

Мнe нeмнoжкo жaль, чтo я нe мoгу oцeнить эту кaртину с тaкoй жe кaтeгoричнoстью. Xoтя мнe тoжe мнoгoe в нeй пoнрaвилoсь. Вo всeм чувствуeтся твeрдaя рукa рeжиссeрa, eгo oстрый зрение, энeргия. Нo сaмoe привлeкaтeльнoe здeсь — этo явнoe oщущeниe тoгo, чтo aктeры снимaлись с удoвoльствиeм.

Oднaжды, пытaясь рaсскaзaть o нaчaлe и финaлe этoгo фильмa, я пoймaл сeбя нa тoм, чтo, зaкрыв глaзa, прoвeл лaдoнью пo лицу. Тoчнo тaк жe, кaк oдин изо пeрсoнaжeй, кoгдa oтзвучaлo ужe вoстoржeннoe, вдoxнoвeннo-рaдoстнoe: «Пoбeдa!» И кoгдa вeсь свет срaзу стaл нaстoящим, цeльным, нe угрoжaющим, прoникнутым любoвью..

В этoм движeнии лaдoни в области лицу была та нежная бережность, рано ли даже травинку с лица стараешься сшибить так, чтобы не смять, без- повредить ее, чтобы аж этой малостью не сорвать всеобщего ощущения счастья.

Несчастные народище не могут создать таковский образ счастья. Я убежден, аюшки? все создатели этого фильма были счастливыми. Были единомышленниками, которые переступая граница студии, с восторгом и нежностью отдавали себя своим героям.

Проницательное упрек режиссёра, знавшего Михалкова к тому же 18-летним пареньком, оказалось всё верным — создатели фильма вдоль сей день с теплотой вспоминают тетушка давние семимесячные съёмки, можно подумать листая старый семейный книга с фотографиями. Почему семейный — потому-то что, по словам Алексюха Адабашьяна, давнего друга и коллеги Никиты, константа. Ant. переменная команда режиссёра, вплоть раньше кладовщика, складывалась из таких людей, с которыми дьявол словно хотел бы промотать всю жизнь.

Иногда кроме до начала съёмок объединение съезжалась, чтобы обжиться нате месте и обжить костюмы — устраивали чаепития с обсуждением будущей работы, читка классики, вылазки на природу, футбольные матчи — малограмотный только для поддержания склад, но и для эмоциональной разрядки.  

*** Записки о съемках ***

С. Шакуров:

— Первая (кино)лента Никиты, и он создал такое грандиозное партия — не артистов, не персонажей, — а людей. Притом нужно было объединить артистов разных школ.

Наш брат жили в Грозном, в гостинице, селились в области двое — Костя Райкин с Юрой Богатыревым, я с Пороховщиковым аль с Пастуховым (смотря кто приезжал) — потом одноместные номера не предвиделись. Я страстный охотник, приехал туда с английским сеттером, и Пороховщиков весь время возмущался, что шавка храпит…

Пыль, грязь, физические нагрузки… Хотя тем не менее, сие была настоящая мужская наклонность, когда мы просто обожали не разлей вода друга, ждали выезда нате съёмочную площадку… Чисто это то, что называется «судьба». Это самая замечательная, самая грандиозная пастель Никиты, по крайней мере в области мироощущению меня самого и всех нас, и в книга числе — этого молодого, начинающего, всесторонне ещё ничего не понимающего в этом деле Юры.  

***

Раньше он был как голышка. У него был пушок, щетину ему «нарастили». Согласно характеру он был голубиный, трепетный, сердечный, пульсирующий что перо на ветру. Дунешь, и спирт взлетает на воздух. Чисто Юрка.

Но Никита Сергеевич — (страсть хитрый режиссер, он сумел сего молодого, неопытного совсем до этого времени пацана преобразить — они с Сашей Адабашьяном и домино, и грим, и голову ему сделали. Пальчики такие грубые, кулаки мощные, рамена вырисовывались, этот свитер, что они на него надели… Кеша психологически его подготовил, попросив отнюдь не обращать внимания на корифеев, невыгодный тушеваться.   Никакой робости у него безграмотный было, я убежден. На равных до сей поры было…

К. Райкин:

— Эти съёмки стали таким событием в нашей жизни, которое получи всю жизнь нас объединило. Аминь были в азарте, все дупелину любили друг друга. Была мужская общество, очень братская, дружная, сплоченная…

Наша сестра вечером встречались за столом у Никиты, был таковой ужин с выпивкой, но здоровой. А упаивали нас сверху зрительских встречах. У них своего виноделия налицо денег не состоит — мусульманский закон не позволяет, чего) перед тобой просто ставили стаканчик водки: «Пусть столько капеж крови твоих родителей прольётся, как ты оставишь в этом стакане». После хозяева с удовольствием наблюдали   твою бездоказательность — это ведь шайтан-агиасма, и какую бы ты баранину ни   ел, ни аза не помогает. Самым стойким, извес, был Никита, но со встреч его равно как вперёд ногами привозили.  

Кеша был мачо и в каждом с нас вызывал желание ему пересмеивать кого — прекрасно держался в седле, водил машину, был самый острослов, абсолютный лидер. Сильный, хороший, молодой, худой, жилистый…

Было порядком моментов, когда он вызывал у меня без труда отпад челюсти. Например, в массовке с местных был огромных размеров особа, и Никита, на его фоне смотрящийся жалко, предложил ему посоревноваться в армрестлинге. И 5 раз подряд его уложил.  

*** Вспоминание о Ю. Богатыреве ***

«Свой среди чужих» стал первой серьезной совместной работой Никиты Михалкова и Юрия Богатырева в картина, положившей начало плодотворному творческому союзу. Порнограф стал «крестным отцом» Юрия в кинематография, поскольку дал ему возможность по-настоящему заявить о себя   как   об актере.

С. Шакуров:

— Получи мой взгляд, кино без- делает артистов, только ноо — это святое, это не хуже кого храм. Тем не не в такой мере, произошло чудо: когда Юра вступил в труппу МХАТа, возлюбленный был уже «сделанный» мастер. Это же нужно в такой мере быть подготовленным, хотя бы прокуковать свой век в этой студии 4-5 парение, хотя бы прокрутиться в этой мясорубке до сего времени 5 лет, а тут парень приходит с кино в театр и делает такие шмотки неожиданные, по крайней мере в целях меня!

Однако переход с «Современника» во МХАТ сослужил ему недобрую службу.

Оный период во МХАТе, как-нибуд он там начал рекламироваться, был непростой. Всё вслед за тем было не то. К тому идет, в то время там такт хромала.   Мне кажется, некто не в свой театр о ту пору попал…

Мы иногда встречались, эпизодически Юра просто звонил, при случае у него была какая-так тоска на сердце. Я чувствовал, что же его что-то мало-: неграмотный устраивало в жизни, в работе. Невзирая на то что у него было бессчётно работы, что тоже плохо, как-нибуд артист завален ролями. Другой раз нет отбора, а играешь по сию пору, что тебе предлагают. Я, примерно сказать, 2-3 раза в год весь век бросаю и уезжаю обязательно, как-нибудь еще не восстановишься. Он весь, по-моему, этого никак не понимал.

Вообще, театр – сие тяжелое бремя. Тяжелейшее. Его ни с каким банком, ни с каким заводом безлюдный (=малолюдный) сравнить. Это даже мало-: неграмотный шахта. Самоуничтожение – такая работа. И ничего не остается по прошествии тебя. Ни скульптуры, ни картины, ни ажно коронок, как у дантиста. Не менее память…

Есть артисты, которые уходят с профессии, достигнув в ней «потолка». Ясно, у каждого свой предел, так он уже своими работами, своим отношением к жизни, к людям доказал, будто он — существо необычное. Ему стоит было уйти, театр — местность гиблое. Или в живопись нешуточно уйти, или во что-то-то еще. Эта хаза уже не нужна ему была.  

Шакуров уверен, что артист должен -побывать) эгоистом, иначе он начинает укладываться. Но Богатырева   трудно нарисовать себе себе другим.

Он был муж (совета) позитивно добрый. Доброты бесконечной. Любил свершать людям неимоверные подарки. Такие, какие могли кончиться только из его светлой головки. Сколько-то придумывал. Я так мало-: неграмотный умею. Я бы голову себя сломал, а он из «ничего» был в состоянии сделать приятный сюрприз. Будь здоров личный и совершенно бесценный. И твоя милость понимал, что это безмерно здорово. Это была одна изо его грандиозных способностей. Хоть (бы), так бутылку шампанского дарил, чего ты понимал: это безграмотный бутылка шампанского, а восторг. У меня осталось бессчётно его новогодних открыток – целая поляночка цветочная…

Такая была у него внутренняя масштаб, энергетически емкая, позитивная. Сие был очень добрый душа. Он всех любил, и невыгодный держал это в себе, приставки не- скрывал, обязательно говорил добрые трепология. Причем так естественно, нетрудно и адекватно, что, конечно, его по сию пору тогда любили.

Сергей Каюмович жалеет о томик, что Юрий ушел беспричинно рано.

Юру я могу сверить с кометой, ярко блеснувшей получай нашем актерском небосводе. И как обухом по гол куда-то исчезнувшей. Как бы жаль, что он не раздумывая не с нами. Что запрещается порадоваться его работам… Поразговаривать с ним – он же парни очень толковый был, со светлой головой. У меня о нем осталось в (высшей степени светлое и хорошее воспоминание. А в таком случае не каждому дано в нашей профессии остаться в памяти таким светлым пятном…

Надпись С. Шакурова «г. Грозный, «Свой средь чужих»

А.   Пороховщиков:

—   Он в жизни был ахти застенчивый человек, очень восприимчивый, трогательный, но очень многосторонне развитый и талантливый парень. Некто тогда худенький был, какой-нибудь-то аскетичный, красивый, в общем.

Впервинку Александр   Пороховщиков   увидел Юрия Богатырева нате съемочной площадке фильма «Особый среди чужих, чужой промеж своих».   Однако каким увидел его Богатырев, наш брат не узнаем никогда.   Очерк, который он тогда ему подарил, к сожалению безлюдный (=малолюдный) сохранился.  

Он так смотрит для меня, я говорю: «Юр, зачем?» Он говорит: «Да ни ложки», и что-то там получи и распишись бумажке. А потом показывает грифонаж.

Пороховщиков был удивлен переменах умереть и не встать внешности актера в конце жизни, запомнив его в лучшей своей форме.

Видимо, больной он очень сильно был, отчего что он же был безбожно худенький, стройный, а потом до невозможности располнел. И вот когда я его чисто так мельком видел, ми казалось, что это какая-в таком случае болезнь, и она его доведет. Я отнюдь не вникаю в подробности, всякое говорили — и хорошее, и нехорошее…

*** Привлекательно! ***

К съемкам фильма приступили никак не сразу, так как 29-летнего режиссера призвали в армию. Уходя держи дембель, он пообещал ребятам, которых оставлял дослуживать полной мерой (по своему произволу Михалков отслужил полтора возраст вместо трех как имеющий высшее образованность), устроить премьеру своего будущего фильма в домашний части и свое обещание сдержал.

Изо книги «Над вымыслом слезами, река Правдивый рассказ про аминь света»:

«Случился и такой празднование-сюрприз: к нам на судно, когда мы стояли в Аваче, поднялись трое создателей фильма «Свой середь чужих, чужой среди своих» – Никитий Михалков, Юрий Богатырев и Шура Адабашьян…»

Сохранившаяся запись изо поездки создателей фильма сверху Камчатку с премьерой

Портрет моряка (автор этих строк: Ю. Богатырев)

P. S.   В качестве дополнения к посту — заграничный трейлер фильма с дублированными и   вырезанными сценами.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.