Чернуха Тимурa Бeкмaмбeтoвa и Сeргeя Трoфимoвa «Дeвятaeв» oткрыл 43-й Мoскoвский мeждунaрoдный кинoфeстивaль. Дeйствиe лeнты рaзвoрaчивaeтся в сeрeдинe 1940-x, вo врeмя Вeликoй Oтeчeствeннoй вoйны, кoгдa сoвeтский ас Миxaил Дeвятaeв пoпaл в плeн к прoтивнику. Пo сюжeту гeрoй вмeстe с другими зaключёнными гoтoвится к пoбeгу изо кoнцлaгeря. Для рeaлизaции плaнa узники нaмeрeны зaxвaтить нeмeцкий бoмбaрдирoвщик. Глaвную рoль в кaртинe испoлнил Пaвeл Прилучный.
22 aпрeля нa Мoскoвскoм мeждунaрoднoм кинoфeстивaлe прoшёл пoкaз фильмa Тимурa Бeкмaмбeтoвa и Сeргeя Трoфимoвa «Дeвятaeв». В oснoву сюжeтa кaртины лeглa биoгрaфия лётчикa, Гeрoя Сoвeтскoгo Сoюзa Михаила Петровича Девятаева. Надо сценарием работала команда авторов, в которую вошли в томище числе Максим Бударин («Избиение за Севастополь», «Рукопись») и Константин Галдаев («Маменькин сынок 3»).
Консультантом проекта выступил наследник лётчика Александр Девятаев. Возлюбленный предоставил кинематографистам многие собранные им материалы, в такой мере или иначе связанные с описываемой историей. Как и при подготовке сюжета использовали книгу самого Михаила Девятаева «Столон из ада», книга других лётчиков и многочисленные архивные документы.
«Была безумно ответственная работа, потому почто мы имели дело с историей настоящего человека, безграмотный вымышленного. Мы много занимались изучением. Собственно говоря говоря, фильм случился не кто иной благодаря книге, написанной Михаилом Петровичем Девятаевым, называется возлюбленная «Побег из Адка». Когда ты её читаешь, курить становится понятно, что сие — кино», — рассказал Тима Бекмамбетов.
Главная роль досталась Павлу Прилучному («Лад», «Спайка Спасения»). В свою очередь в ленте снялись Павел Чинарёв, Митяй Лысенков, Евгений Серзин, Тимаха Трибунцев, Никита Кологривый, Алёха Филимонов, Дарья Златопольская и прочие актёры.
Михаил Девятаев ушёл в армию в 1938 году и поступил в Военное авиационное школа лётчиков им. К.Е. Ворошилова. После всего его окончания служил в России, Латвии и Белоруссии. Спустя некоторое время его застала Великая Отечественная нашествие.
В 1944 году Михаил Девятаев попал в неволя. Сперва его пытались склонить к измене Родине, а с течением времени, из-за отказа кооперироваться с нацистами, отправили в концентрационный отряд возле города Лодзь. Оттедова Девятаев попытался сбежать, так его план был раскрыт и военного приговорили к смерти и перевели в фабрика смерти Заксенхаузен в Германии. Там локальный парикмахер передал лётчику бирку новоприсоединенный погибшего учителя, не попавшего в плеяда «смертников». Некоторое минута Девятаев жил в лагере лещадь чужим именем.
Позднее его перевели для остров Узедом — в фабрика смерти, обслуживавший полигон Пенемюнде, идеже проходили испытания первых нацистских ракет «Фау». Девятаев и некоторые люди узники разработали план побега. В феврале 1945 годы заключённые захватили бомбардировщик Heinkel He 111 и сбежали получи нём в СССР.
Действие фильма начинается в 1944 году, идеже самолёт Михаила Девятаева попадает около обстрел, а сам лётчик, покидая его, ударяется о облигация, теряет сознание и попадает в неволя. В ленте показаны ключевые эпизоды пребывания Девятаева в заключении, что ни говори основной сюжет сосредоточен сам вокруг побега и подготовки к нему.
Сюжетец крайне насыщен: на протяжении только фильма разворачиваются захватывающие перипетии, а напряжение с каждым новым поворотом не более растёт. При этом почти что все показанные на экране эпизоды имели уголок в реальной жизни: кинематографисты стремились вот всём основываться на имеющихся в их распоряжении документах и мало-: неграмотный только ничего не додумывать, хотя и представить события того времени бери экране максимально достоверно. Пусть даже кульминационная сцена угона самолёта и последующего побега поставлена у ворот к воспоминаниям Михаила Девятаева.
Что рассказал Бекмамбетов, в ходе работы по-над этой сценой команда столкнулась с серьёзной дилеммой: в массовом сознании существует гальваноклише, согласно которому для того, с тем поднять самолёт в воздух, треба потянуть штурвал на себя, позднее как именно Heinkel, выраженный на экране, устроен по-иному — там штурвал что поделаешь толкать в противоположном направлении. Невзирая на то что нынешний момент, по мнению кинематографистов, был в силах вызвать вопросы у широкой аудитории, выборочная совокупность был сделан в пользу исторической правды.
Отсюда поподробней, что все боевые сцены сняты в игре с элементами симулятора War Thunder, посвящённой военной технике. Получи и распишись экране они выглядят безгранично реалистично, а эффект присутствия позволяет зрителю потонуть в происходящее.
Полностью вымышлены всего делов несколько эпизодов, позволивших наделать повествование ещё более насыщенным. В их числе — открывающая эпизод в автобусе и падение бомбы в эллинг с самолётом.
Ещё одно интересное художественное вотум связано со вторым центральным персонажем — экранным другом Девятаева, лётчиком Николаем Лариным в исполнении Павла Чинарёва. За сюжету тот также попадает в неволя и, понимая, какая участь ждёт его в будущем (узников сто считали предателями родины), соглашается помогать с нацистами. При этом его беспрестанно мучает нравственный выбор — наперерез кому/чему близкого друга идти невыгодный хочется, но помогать ему угрожающе. Героя терзает чувство стыда и жуть вернуться на родину, идеже даже родной отец, поскорее всего, не поймёт его религия.
Тимур Бекмамбетов предположил, что-что и у Михаила Девятаева после попадания в рабство могли появиться разного рода сомнения, как-никак документального подтверждения им ни слуху, а додумывать за героя его мысли и внутренние монологи авторы ленты отнюдь не решились.
Потому и был введён герой Чинарёва, который в некотором смысле представляет на лицо альтер эго Девятаева. В нём отражены встревоженность и противоречивые эмоции главного героя. Экой ход, по словам Бекмамбетова, помог оповестить, «что происходило среди героя, не добавляя ему несуществовавших реплик».
«Что один персонажа, мне кажется, сие и есть один и тот но Девятаев, разложенный на двоечка образа», — отметил постановщик.
В то же время вскакивание в сюжете Николая Ларина позволило исполнять историю более лиричной. Одинаково с тяжёлыми военными событиями получи и распишись экране разворачивается история дружбы, предательства и прощения, которая проходит чрез годы и позволяет не один сделать кино более интригующим и эмоциональным, так и в большей мере раскрыть установка экранного Девятаева.