Вeрxoвнaя рaдa дaлa стaрт дoлгoждaннoй судeбнoй рeфoрмe нa Укрaинe. Для этoгo дeпутaты измeнили кoнституцию и приняли зaкoн, кoтoрый пoзвoлит укрaинцaм пoчувствoвaть измeнeния в судeбнoй систeмe ужe чeрeз нeскoлькo лeт.
Пo дaнным сoциoлoгoв из Цeнтрa Рaзумкoвa, 81 прoцeнт укрaинцeв нe дoвeряeт судaм из-зa кoррумпирoвaннoсти и пoлитизирoвaннoсти решений, которые принимают судьи. Но аналитики предполагают, что за несколько лет уровень недоверия к судебной системе в стране может снизиться благодаря решениям, принятым в четверг, 2 июня, Верховной радой. 335 голосами депутаты парламента проголосовали за изменения Конституции Украины в части правосудия, приняв до этого закон о судоустройстве и статусе судей, который обеспечит имплементацию конституционных изменений и позволит наконец запустить в стране судебную реформу.
Обязательства провести ее Украина взяла на себя перед ЕС, Советом Европы, США и другими международными партнерами. "Мы возвращаем украинцам право на правду и справедливость, боремся, чтобы на Украине был справедливый суд. Да, мы делаем это и для инвесторов, которые должны прийти в страну, обеспечить рабочие места. Да, мы это делаем для выполнения международных обязательств, но, в первую очередь, мы делаем это для украинского народа", — заявил с парламентской трибуны президент Украины Петр Порошенко, который лично пришел в парламент убедить депутатов проголосовать за изменения в конституцию.
Что именно меняется?
Конституционные изменения закладывают фундамент новой судебной системы в стране. После того, как документы вступят в силу, все политические органы потеряют влияние на судейскую карьеру. Полномочия назначать, переводить, увольнять судей, давать согласие на арест, содержание судей под стражей от президента и Верховной рады перейдут к Высшему совету правосудия. "Этими изменениями в конституции обеспечивается политическая нейтральность членов Высшего совета правосудия, вводится прозрачный конкурс на любую должность в суде. Эти нормы впервые будут записаны в Основной закон", — пояснил заместитель главы администрации президента Украины Алексей Филатов.
По его словам, судейский иммунитет будет существенно ограничен и будет распространяться только на работу в суде, когда судья осуществляет правосудие. Во всех остальных случаях он будет приравниваться к обычному гражданину. Важной нормой является то, что неподтверждение судьей легальности происхождения своего имущества станет основанием для его увольнения. Кроме этого, упрощается процедура привлечения судьи к ответственности, если для этого будут законные основания. Вместе с тем все без исключения судьи должны пройти тестирование и оценку профессиональных знаний, отвечать критериям добропорядочности и судейской этики. Оценивать судей среди прочих будут и общественные активисты, которых будут отбирать в Общественный совет добродетели.
С началом судебной реформы все политические органы на Украине потеряют влияние на судейскую карьеру
До голосования за изменения в конституцию депутаты приняли закон о судоустройстве и статусе судей, который позволяет воплотить в жизнь конституционные новации. Также этот закон предусматривает создание Верховного суда Украины и ликвидации Высшего хозяйственного суда, Высшего административного суда, Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Кроме этого предусматривается создание Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности и Высшего антикоррупционного суда.
Следуя принятому закону, служители Фемиды, будут получать зарплату существенно выше нынешней. Ее будут увеличивать постепенно до 2020 года. Например, зарплата судьи Верховного суда составит от 250 до 300 тысяч гривен (около 10 тысяч евро) в месяц, а местных судов — около 44 тысячи гривен (примерно 1550 евро), тогда как сейчас судья местного суда получает 14 500 тысяч гривен (около 500 евро).
Окно возможностей
Эксперты называют принятые Верховной Радой законы эпохальными, однако не слишком оптимистичны относительно их внедрения в жизнь. "Это открываются только возможности на проведение реальной судебной реформы. Все положительные новации могут быть или действительно реализованы во благо, или просто сымитированны, чтобы назначить на должности судей, подконтрольных власти. Настоящих механизмов, которые бы гарантировали полное отсутствие политических влияний, нет", — сказал DW главный эксперт группы по проведению судебной реформы Реанимационного пакета реформ Михаил Жернаков.
Он указывает на то, что Администрация президента Украины предусмотрела, чтобы во время переходного периода в течение двух лет за президентом осталось право переводить судей. Также Общественный совет добродетели, контролируя переаттестацию и оценку работы судей, будет иметь достаточно церемониальную функцию — его выводы относительно добропорядочности судьи будут носить лишь рекомендательный характер и не повлияют на решение Высшего совета правосудия о принятии на работу или увольнении судьи.
Впрочем, по мнению заместителя генерального директора Центра Разумкова Юрия Якименко, в принятых законах заложены стимулы к фундаментальным изменениям в судебной системе, поэтому общественность и международные организации должны тщательно контролировать воплощение законов в жизнь. "Если судей стимулировать высокими зарплатами и увольнять за коррупцию, недекларирование доходов, как предусмотрено законами, то люди увидят, что судебная реформа действительно работает, тогда и изменится общественное восприятие судей. Но это длительный процесс", — сказал Якименко.
Конституционные изменения и закон о судоустройстве и статусе судей вступят в силу через три месяца после подписания президентом и опубликования. "В сентябре где-то эти законы вступят в силу, но реформирования и увольнение судей будет происходить постепенно в течение трех лет", — отмечает председатель парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Руслан Князевич.